Медицинский контроль
Switch Language

Мы в социальных сетях:

Экономия на закупках лекарств через международные организации: разоблачение манипуляций

""

 

 



С закупками препаратов за бюджетные средства в Украине сложилась критическая ситуация: «рупором» государства Украина и отдельных международных организаций, которые проводят закупки, стали лоббисты, не заинтересованные в объективном отображении реальности. Их информация безоглядно принимается на веру теперь уже не только журналистами, но и высшими чиновниками Министерства здравоохранения Украины. В интересах объективности мы не можем не отреагировать на ложную информацию о закупках препаратов в Украине, которую распространяют лоббисты и, с их подачи, государственные деятели.

 

 

 КРАТКО

Организации «Пациенты Украины» и «Центр противодействия коррупции», которые в меру своих представлений о границах допустимого лоббируют международные закупки препаратов, опубликовали инфографику о якобы достигнутых огромных показателях экономии. Мы вкратце объясняем, почему эти данные не соответствуют действительности.

Говорить о подсчете экономии невозможно до тех пор, пока не завершены закупки. Это и закупки, которые еще продолжаются, и закупки, по которым меняются поставщики и производители, и закупки, обязательства по которым на практике невозможно выполнить. Есть вероятность, что новому производителю вакцины АДС-М Serum Institute of India Private Ltd откажут в регистрации из-за высокого показателя побочных эффектов. Высока вероятность, что «Байер» заблокирует доставку в Украину препарата «Моксифлоксацин», который ПРООН закупила у «Маклеодс фармасьютикалз». Также невозможно будет поставить в Украину реагенты по программе ВИЧ/СПИД, закупленные у российской компании «ИнтерЛабСервис» - в связи с режимом санкций. Таких примеров немало, и экономия по каждому из них находится под серьезной угрозой.

Но даже если оставить за кадром эту проблему, озвученные МОЗ и упомянутыми выше организациями факты все равно не соответствуют действительности. Например, по программе детская онкология аналитики БФ «Пациенты Украины» используют в расчетах цифру 347 млн грн, тогда как на самом деле финансирование в 2014 году благодаря поступлениям от продажи лотерейных билетов составило 400 млн грн. Аналогично, искажены цифры по иммунопрофилактике, закупке препаратов для лечения гепатита у взрослых и т.д. Это сильно меняет статистику. По направлению детской онкологии статистика была искажена из-за использования неверного курса валют: лоббисты использовали курс 23,5 грн за доллар вместо реального 22,2 грн за доллар, по которому закупали валюту для передачи международным организациям.

Но самое главное – искажение принципиальных вещей. Как известно, по ряду позиций закупающим международным организациям пришлось уменьшить количество закупленных препаратов из-за нехватки средств. Т.е., произошла «экономия наоборот». Это видно из таблицы, опубликованной МОЗ. В то же время, лоббисты и МОЗ умолчали об этом в инфографиках, пытаясь скрыть отсутствие экономии с помощью манипуляций. Такими манипуляциями стал пересчет экономии по отдельным позициям в эквиваленте наиболее дешевых таблеток. Эта отдельная экономия была представлена как экономия в целом по программам – в то время как в целом по программам никакой экономии не наблюдается, потому что цены на дорогие препараты были многократно завышены. Так, перерасход на закупках дорогостоящего «Пентаксима» оказался значительно большим, чем экономия по остальным вакцинам вместе взятым. Таким образом, в целом программа иммунопрофилактики не дала экономию. Аналогично произошло с другими программами.

Таким образом, статистика МОЗ и лоббистских организаций «Пациенты Украины» и «Центр противодействия коррупции» заведомо искажает реальную картину международных закупок и дискредитирует их вместо того, чтобы пропагандировать. можно говорить о глобальном провале программ диагностики, профилактики и  лечения социально опасных заболеваний у необеспеченных слоев населения за счет средств бюджета, ведь даже по тем направлениям, по которым поставки препаратов частично осуществляются, проводить диагностику и лечение невозможно из-за отсутствия отдельных препаратов и невозможности обеспечения целостных схем лечения.

Отсутствуют медизделия для диагностики по программам онкологии и СПИДа, из-за отсутствия отдельных препаратов невозможно проводить лечение вирусного гепатита, туберкулеза, онкологических и онкогематологических заболеваний у взрослых и детей. Не закуплены препараты для проведения АРВ-терапии по отдельным схемам лечения больных СПИДом, нет вакцин, необходимых для обеспечения выполнения календаря прививок в рамках программы обязательной иммунопрофилактики.

При этом динамика развития ситуации с поставками препаратов по программам закупки 2015 года не позволяет надеяться на их полное выполнение  до сентября 2016. В лучшем случае поставки 2015 года будут завершены до ноября – декабря 2016 года.

ПОДРОБНО

БФ «Пациенты Украины» – лоббисты и идеологи внедрения в Украине системы международных закупок лекарств – недавно выступили с заявлением о том, что по результатам проведения закупок за средства 2015 года была достигнута феноменальная экономия. Манипулируя цифрами, они вводят в заблуждение общественность, говоря об увеличении количества закупленных препаратов по сравнению с предыдущим отчетным периодом. На сайте «Пациентов Украины» появилась информация, согласно которой «международные организации закупили таблеток на 80 млн. штук больше чем МОЗ в 2014 году, при уменьшении бюджета на 13%» (см. инфографику ниже). Методику расчета см. в Приложении 1.

Источник:https://www.facebook.com/patients.org.ua/photos/a.705071752904645.1073741828.702549183156902/1134505243294625/?type=3&theater ).

Итак, давайте разберемся, какие данные в этой инфографике правдивы, а какие – сплошь обман и манипуляция. О том, как на самом деле обстоит ситуация с международными закупками лекарств и медицинских изделий, читайте далее в нашем анализе.

І. Окончательной цифры экономии – нет.

Сказать, сколько бюджетных средств удалось сэкономить международным организациям на закупках лекарств и медицинских изделий для Украины, невозможно. На момент середины августа торги за средства 2015 года еще не закончились, и существуют объективные причины срыва ряда поставок.

  1. Закупки, которые еще продолжаются.

Согласно информации, опубликованной на сайте МОЗ Украины (ссылка: http://moz.gov.ua/docfiles/pre_20160815_0_dod.rar), по восьми направлениям все еще продолжается процесс закупок, перечень заявок Минздрава утвержден постановлением КМУ 787 от 8.10.2015:

  1. препараты по взрослой онкологии,
  2. препараты по детской онкологии,
  3. медицинские изделия для лечения онкобольных детей,
  4. препараты для лечения гепатитов у детей,
  5. термоиндикаторные карточки по программе иммунопрофилактика,
  6. цифровые маммографы и ультразвуковые диагностические аппараты,
  7. медицинские изделия для кардиохирургических операций,
  8. эндопротезы.

Более подробно см. таблицу в Приложении 2.

  1. Закупки, по которым изменяются поставщики/производители.

Пока не выполнена последняя поставка, торги считаются незавершенными. Соответственно, окончательная экономия будет понятна после выполнения поставок и подписания всех актов выполненных работ. На сегодняшний день есть ряд позиций, по которым изменились производители закупленных препаратов, поэтому сроки завершения поставок затягиваются.

Например, по программе туберкулез ПРООН купила препарат «Циклосерин» и подписала договор с поставщиком препарата индийского производителя Shasun Pharmaceuticals по очень низкой цене с экономией более 33%, или 600 тыс. долл. США, что было обусловлено существенным падением стоимости субстанции для производства этого препарата на мировом рынке. Однако в опубликованных отчетах МОЗ указан уже другой производитель – «Маклеодс Фармасьютикалс Лимитед» (Индия), который выходил на торги в ПРООН с более высокой ценой. Соответственно, итоговая экономия по этому препарату будет намного меньше, и сейчас реальная цена, по которой закуплен препарат, остается тайной за семью печатями МОЗ и международных организаций.

Трудности с поставками в Украину «Циклосерина» возникли у индийского производителя Shasun Pharmaceuticals из-за проволочек в процессе регистрации препарата. Процедура регистрации несовершенна, Государственный экспертный центр попросту отказал в регистрации этому производителю.

Логично предположить, что проблемы с регистрацией могут возникнуть и у других поставщиков. В группе риска – производители препаратов по детской и взрослой онкологии, а также вакцин, которые еще не зарегистрированы в Украине должным образом. У них могут возникнуть проблемы с клиническими испытаниями безопасности. Например, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) купил вакцины у индийского производителя Biological E и канадской компании Intervax, не зарегистрированных в Украине, следовательно, эти поставщики с малой долей вероятности смогут выполнить поставки.

Кроме этого, ЮНИСЕФ закупил вакцины индийского производителя Serum Institute of India Private Ltd. Напомним, что в 2008 году украинские врачи отказались регистрировать медизделия этого производителя из-за того, что показатели побочных эффектов многократно превышали предельно допустимые по украинским нормам (источник по ссылке: http://korrespondent.net/ukraine/3730967-mynzdrav-zakupyl-zapreschennuui-ukraynskymy-vrachamy-vaktsynu-zhurnalyst ).

По детской онкологии подписан контракт на поставку препаратов с торговыми названиями «Топотекан Аккорд» и «Цисплатин Аккорд» (производитель «Аккорд Хелскеа Лимитед», Великобритания), которые не зарегистрированы в Украине.

  1. Закупки, по которым невозможно выполнить поставки с производителями, подписавшими договора.

Мы предполагаем, что в силу объективных причин ряд поставщиков в будущем не сможет выполнить поставки. Так, закупленные реагенты по программе СПИД у российского производителя «ИнтерЛабСервис» не будут поставлены МОЗу из-за действующих санкций в отношении производителей страны-агрессора. Вероятно, ПРООН нужно будет переподписать договор с поставщиком более дорогостоящих реагентов.

Сегодня остается открытым вопрос закупки препарата «Моксифлоксацин». ПРООН купила этот препарат у производителя «Маклеодс Фармасьютикалс Лимитед» (Индия). Однако у компании Bayer Pharma AG (Германия) есть патент на продажу и оборот препарата «Моксифлоксацин» (препарат с торговым названием «Авелокс»). Несомненно, немецкий производитель будет защищать свой патент в судах, как это регулярно происходит. В прошлом месяце Bayer Pharma AG выиграла суд у украинского производителя ООО "Юрия-Фарм" (источник по ссылке: http://pharma.net.ua/news/ukraine/15849-triumf-bayer-pharma-ag-v-spore-za-pravo-realizovyvat-moksifloksacin-v-ukraine-jurija-farm-terjaet-desjatki-millionov ).

Как следствие, ПРООН будет вынуждена перезаключить договор с компанией Bayer Pharma AG, чтобы закупить препарат «Авелокс», который будет намного дороже генерика индийского производства. А полученная  от закупки генерика экономия в размере 1170,7 тыс. долл. США (или 44%) будет использована на покрытие стоимости оригинального препарата.

ІІ. Сознательные манипуляции цифрами.

Увеличение количества препаратов, закупленных международными организациями за деньги 2015 года, в сравнении с закупками МОЗа 2014 года связано, в первую очередь, с увеличением бюджета МОЗ в 2015 году (в гривневом эквиваленте почти на 50%), который передали в управление международным организациям, а не с эффективностью деятельности этих организаций.

Так, международным организациям в 2015 году передали валюту по фиксированному курсу 22,2 грн /долл. США в эквиваленте 2,19 млрд грн, что на 38,6% больше, чем бюджет МОЗа в 2014 году по этим же направлениям (1,58 млрд грн). А если еще учесть, что закупки международных организаций освобождены от уплаты 7% НДС, то бюджет МОЗа за вычетом НДС составлял в 2014 году 1,47 млрд грн, что уже на 48,9% меньше чем 2,19 млрд грн.

При этом фиксированный курс 22,2 грн/долл. США, по которому международные организации получили деньги, всего на 38,7% (расчетный уровень фарминфляции) больше, чем средний курс 16 грн/долл. США в декабре 2014 года, когда МОЗ осуществлял проплаты за поставки препаратов.

Таким образом, увеличение объема финансирования на уровне выше уровня фарминфляции создало предпосылки купить большее количество препаратов. Другими словами, если бы международные организации закупили препараты по тем же ценам в долларовом эквиваленте, что и в 2014 году купил МОЗ, они бы купили примерно на 10% больше препаратов, а если бы купили по гривневым ценам 2014 года – то купили бы на 48,9% больше препаратов.

Однако результаты выполненных закупок корректно считать не в среднем, а отдельно по каждому направлению.

Вернемся к таблице, опубликованной на сайте БФ «Пациенты Украины» – см. Приложение 1.

 Можем выделить следующие манипуляции в опубликованной таблице и инфографике:

 Общественники сравнивают яблоки с грушами.

В сфере здравоохранения всегда покупают курсы лечения, а не таблетки. Необходимо анализировать, какие количества курсов лечения удалось закупить международным организациям в сравнении с закупками МОЗа в 2014 году. Но говорить, что международные организации купили больше таблеток некорректно.

Что важно пациенту? Качество закупленных курсов лечения. Например, по СПИДу при одинаковом эффекте для больного можно выпить одну таблетку «Атрипла» или три отдельные таблетки «Тенофовир» + «Емтрицитабин» + «Ефавиренз». Следовательно, в этом конкретном случае эффективность одной таблетки будет равна эффективности трех, и их количественное соотношение не будет решающим.

Согласно таблице «Пациентов Украины», наиболее существенная экономия достигнута при закупке вакцин. Однако эти голые цифры – и есть манипуляция. На самом деле в 2014 году МОЗ не смог купить 5,5 млн доз вакцин БЦЖ, АКДП и АДП, поскольку производители в силу ряда объективных причин не вышли на торги.

Вакцину от туберкулеза МОЗ всегда покупал российского производства, но в 2014 году после введенных санкций это стало невозможным. Рынок, конечно же, не был готов к таким событиям, ведь (как и заявляют сами общественники) производство вакцин мировые производители планируют на годы вперед.

Вакцины АКДС и АДС покупались раньше у украинской фирмы «Фармстандарт-Биолик», принадлежащей сыну министра Раисы Богатыревой Александру. В 2013 году Гослекслужба запретила их использование, и, соответственно, на рынке других вакцин не было. А в 2015 году бюджет на иммунопрофилактику был увеличен на 35% в валютном эквиваленте с учетом вычета из цифры бюджета 2014 года 7% НДС, на которые освобождены международные закупки.

На втором месте по количеству закупленных препаратов оказалась программа по туберкулезу. На самом деле причина в том, что в 2015 году регионы сделали заявки на миллионы дешевых таблеток стоимостью меньше 0,1 доллара США, тогда как в 2014 году Минздрав закупал не только дешевые, но и дорогостоящие препараты (в соответствии с реальными потребностями тубдиспансеров).

Например, «Рифампицин» в 2014 году закупили в объеме 1,9 млн таблеток, а в 2015 году – 23 млн таблеток; «Этамбутол» 400 мг в 2014 году – 7 млн таблеток, в 2015 году – 14 млн таблеток. Кроме этого, в 2015 году в номенклатуру был добавлен препарат «Изониазид» в дозировках 100 мг и 300 мг по цене 0,24 грн и 0,1 грн, соответственно, которых регионы заказали аж 27,5 млн таблеток.

Еще один момент, который также очень фривольно трактуется экспертами БФ «Пациенты Украины», – это закупка препаратов для лечения гепатита В и С у взрослых.

Если посмотреть на данные в Приложении 1, становится очевидно, что ПРООН удалось закупить на 70% больше препаратов при уменьшении бюджета (3 млн единиц в отличие от 1,8 млн в 2014 году).

Но это только общие цифры. При анализе структуры закупки выясняется, что основная ее часть – это дешевый препарат «Рибавирин», который является сопутствующим препаратом в терапии и не влияет на уровень охвата пациентов лечением, так как основными препаратами в лечении гепатитов являются «Пегинтерфероны» или появившийся на рынке и сразу (благодаря лоббистам из БФ «Пациенты Украины») в номенклатуре централизованных закупок препарат «Софосбувир».

Так, «Рибавирина» в 2014 году купили 1,4 млн таблеток, а в 2015 году – 2,8 млн таблеток, в то время когда «Пегинтерферонов» МОЗ в 2014 году купил 54,7 тыс. флаконов, а ПРООН купила только 43,6 тыс. флаконов.

 

Если посчитать охват пациентов, получается, что за закупленные МОЗом количества «Пегинтерферонов» можно пролечить 2279 пациентов, а за закупленные количества через ПРООН – только 1816 пациентов. Закупленным через ПРООН препаратом «Софосбувир» можно пролечить только 56 пациентов.

Парадоксально, но лечение 56 пациентов препаратом «Софосбувир» обошлось бюджету в 2,2 млн долл. США, тогда как на закупки «Пегинтерферонов» для лечения 1816 пациентов использовали 2,7 млн долл. США. Какая эффективность такой закупки – вопрос риторический. А на «Рибавирин», который сделал «положительную динамику» международных закупок в отчете БФ «Пациенты Украины», потратили всего 200 тыс. долл. США.

Таким образом, закупка больших количеств не говорит о повышении качества закупленного – скорее наоборот.

  1. Общественники делают общие выводы на основании частичной и неверной информации.

В таблице в Приложении 1 отражены не все направления закупок, которые были переданы международным организациям. Так, в опубликованном анализе отсутствуют данные по таким направлениям, как закупки медицинских изделий по программам СПИД и туберкулез, детские гепатиты и детское питание для детей, больных орфанными заболеваниями. По этим направлениям общее финансирование в 2015 году составило 136 млн грн, или 5,6 млн долл. США.

Кроме того, опубликованные данные по бюджету 2014 года в гривне не соответствуют реальному финансированию.

Например, по программе детская онкология аналитики БФ «Пациенты Украины» используют в расчетах цифру 347 млн грн, тогда как на самом деле финансирование в 2014 году благодаря поступлениям от продажи лотерейных билетов составило 400 млн грн, что подтверждается информацией народного депутата Оксаны Корчинской (см. источник по ссылке: https://hromadskeradio.org/programs/hromadska-hvylya/koly-ministry-z-rodychamy-likuvatymutsya-v-ukrayini-medychna-reforma-vidbudetsya-korchynska ).

Также по бюджету 2014 году в отчете пациентской организации занижены данные по финансированию программ иммунопрофилактика на 10 млн грн и взрослые гепатиты на 7,7 млн грн.

Это в итоге привело к искажению данных по уровню процентного изменения бюджета в 2015 году по сравнению с бюджетом 2014 года.

  1. Сознательная манипуляция курсом валют.

Бюджеты 2015 года по направлениям взрослая и детская онкология посчитали по курсу 23,5 грн/долл. США, а по взрослым гепатитам и детской гемофилии по 22,2 грн/долл. США), при том что валюту МОЗ покупал один раз по специальному фиксированному курсу НБУ 22,2 грн/долл. США. Использование завышенного курса в расчетах БФ «Пациенты Украины» привело к искажению данных.

Бюджет МОЗа в 2014 году посчитан по курсу 13,84 грн/долл. США, который является «средневзвешенным» годовым курсом, в то время как в начале 2014 года курс был 9 грн/долл. США, а в декабре уже составлял 16,5 грн/долл. США. Поэтому корректно считать бюджет МОЗа в 2014 года не как «среднюю температуру по палате», а по реальному курсу на дату осуществления оплат поставщикам со стороны МОЗ.

Практически все оплаты в 2014 году МОЗ осуществлял в декабре 2014 года, когда средний курс покупки валюты на рынке составлял 16 грн / долл. США.

Таким образом, бюджет МОЗа в 2014 году на закупку лекарств и медицинских изделий, которые в 2015 году передали международным организациям, составлял не 102,8 млн долл. США, как написали в своем отчете БФ «Пациенты Украины», а 92,3 млн долл. США, или 87,4 млн долл. США только по тем направлениям, по которым сделали аналитику общественники.

 

Корректная сравнительная таблица по реальному курсу, который был в 2014 году, а также за вычетом 7% НДС из бюджета 2014 года с целью приведения сравнительной базы к единому базису, приведена ниже.

 

Таким образом, финансирование, которое передали в управление международным организациям, по специальному фиксированному курсу в соотношении с данными бюджета по реальному курсу доллара в 2014 году не уменьшилось на 13%, как заявляют в БФ «Пациенты Украины», а на самом деле увеличилось на 6,65%.

  1. Сокрытие информации об уменьшении количества закупленных препаратов.

Говорить об увеличении количества закупленных таблеток в условиях того, что по ряду направлений закупленные количества препаратов были сокращены для того, чтобы вписаться в выделенный бюджет, – это откровенная манипуляция. При этом международные организации сокращали количества препаратов после того, как списывали деньги с бюджета на свои услуги.

Так, если сравнивать результаты закупок с тем количеством препаратов, которое МОЗ планировал купить через международные организации (см. Постановление КМУ №787 от 08.10.2015, а также таблицу, опубликованную на сайте МОЗ, по ссылке http://moz.gov.ua/docfiles/pre_20160815_0_dod.rar), препараты для лечения гемофилии у детей сократили на 25%, препараты для лечения гепатитов В и С у взрослых – на 30%, препараты для лечения онкобольных детей – на 15%, количество вакцины «Пентаксим» сократили в два раза с 867 тыс. до 414 тыс. доз, количество закупленных препаратов для больных СПИДом уменьшили на 45%.

 

Но, например, по программе лечения гемофилии у детей бюджет был увеличен почти в три раза (с 55,0 млн грн до 162,3 млн грн), однако ПРООН в итоге сократила количество закупленных препаратов на 25%.

  1. Раздувание мифа о полученной экономии с одновременным опусканием данных о низком качестве закупленных дешевых препаратов.

Полученная экономия по отдельным позициям получилась в результате закупок препаратов низкого качества или препаратов, не применявшихся ранее в Украине и Европе, а также благодаря масштабной замене оригинальных дорогостоящих препаратов дешевыми генериками.

Стоимость препаратов, которые закупает МОЗ, имеет широкий разброс – от меньше одной гривны (например, в 2014 году «Рибавирин» покупали по цене 24 копейки) или до 10 грн. («Циклофосфамид» 50 мг покупали за 9,7 грн) и до 20 тыс. грн и более (например, в 2014 году «Микафунгин» стоил МОЗу 14 995 грн, а «Пегаспаргаза» – 30 715 грн).

Следовательно, закупка дешевых генериков вместо закупавшихся МОЗом в 2014 году препаратов оригинального производства, в первую очередь, для лечения онкобольных детей, привела к появлению высокой экономии.

Например, вместо оригинального препарата с торговым названием «Гливек» производства швейцарской компании «Новартис» организация Crown Agents купила генерики латвийского и кипрского производства по цене на 95% дешевле, чем покупал МОЗ в 2014 году. Аналогично вместо оригинального препарата «Гикамтин» производства «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания) купили генерик производства «Аккорд Хелскеа Лимитед» (Великобритания) по цене на 59% меньше, чем в 2014 году в долларовом выражении.

Экономия могла быть еще больше. Международная организация Crown Agents предлагала МОЗу купить ряд препаратов производства индийской компании Venus Remedies по программе детская онкология («Винкристин», «Этопозид») и по программе взрослая онкология («Блеомицин», «Винкристин», «Дакарбазин», «Цитарабин», «Этопозид» и др.). Эти препараты сомнительного качества и ранее не применялись для лечения детей. К счастью, под давлением общественных организаций закупка не состоялась, и сейчас проводятся повторные торги по этим позициям.

Кроме этого, по таким направлениям, как туберкулез, взрослая и детская онкология, взрослые гепатиты, в номенклатуру были включены новые препараты, стоимость которых формировалась из данных реестра оптово-отпускных цен и с учетом 7% НДС. По таким препаратам по результатам закупок сформировалась искусственная экономия.

Например, по программе туберкулез по препарату «Теризидон», который не закупали в 2014 году, и по которому в номенклатуре на 2015 года цена, взятая «с потолка» была существенно завышена, расчетная экономия на торгах в ПРООН получилась в размере 727 тыс. долл. США (почти 50% от суммы лота).

По программе детская онкология в номенклатуру были включены 23 новых препарата, которые не закупались в 2014 году. В итоге по 20 позициям из 23-х цены закупки оказались ниже, чем ожидаемые цены закупок (экономия составила в среднем 50%).

По программе иммунопрофилактика Детским фондом ЮНИСЕФ для МОЗ Украины были закуплены с большой экономией дешевые вакцины у двух индийских производителей Serum Institute of India Private Ltd и Biological E. Закупленные вакцины не зарегистрированы в Украине и закупаются ЮНИСЕФ только для наименее развитых и беднейших стран мира, в которых уровень младенческой смертности на порядок выше, чем в Украине (в Украине – 8,12 смертей на 1000 родившихся, в Пакистане – 55,67, в Нигерии – 72,7, в Эфиопии – 53,37, в Зимбабве – 26,11, в Конго – 71,47).

На торгах в ПРООН по закупке вакцин экономия получилась в результате закупки дешевой вакцины от профилактики гемофильной инфекции типа b у производителя Serum Institute of India Private Ltd (Индия), которую раньше МОЗ покупал у производителя оригинального препарата «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания). Во всем мире компания Serum Institute of India Private Ltd продала вакцин от гемофильной инфекции меньше, чем в ПРООН купили для Украины. Так что основные клинические испытания индийской вакцины будут проходить на украинских детях!

 

Украине не нужно продолжать закупки дешевых вакцин, которые покрывают практически полностью потребность, в стране не хватает дорогих комбинированных вакцин, по которым охват привитых детей меньше половины. Однако сэкономленных 1,5 млн долл. США от закупки дешевой вакцины на торгах в ПРООН не хватит на закупку оставшейся части доз вакцины «Пентаксим», необходимых для обеспечения рекомендуемого уровня охвата вакцинацией детей.

ІІІ. Реальная ситуация с международными закупками.

В марте 2015 года был внедрен механизм закупок лекарственных средств и медицинских изделий по централизованным закупкам МОЗа через международные организации. Новый механизм был обеспечен льготными условиями – закупка без регистрации и упрощенная регистрация, предоплата на срок до 12 месяцев, освобождение от НДС и импортного сбора, централизованная конвертация валюты по курсу 22,2 грн за доллар и ликвидация валютных рисков при поставках.

В середине декабря 2015 года были завершены все формальности, и международным организациям МОЗ перечислил средства (Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) эквивалент 566 млн грн, Программе развития ООН (ПРООН) эквивалент 881 млн грн и британскому закупочному агентству Crown Agents эквивалент 750 млн грн).

После  осуществления 100% предоплаты с украинской стороны, международные организации получили возможность управлять средствами на протяжении почти целого года, а государство этот год несло потери из-за инфляции (около 24% годовых) и падения реальной покупательной способности гривны. Номинальную прибыль международных организаций от  управления свободными средствами авансовых платежей примем равной учетной ставке НБУ для рефинансирования коммерческих банков (18%). При этом общие потери государства от передачи закупки лекарств международным организациям только от этого составляют от 4,5 до 5 млн долл. США.

При этом государство понесло потери в доходной части государственного бюджета от освобождения международных закупок от уплаты 7% НДС, дополнительного импортного сбора 5%, а также от налога на прибыль украинских дистрибьюторов, которых вытеснили иностранные поставщики (они платят налог на прибыль по месту регистрации за границей).

По состоянию на середину августа 2016 закупки 2015 года через международные организации не завершились, поставки только начались. На практике процесс закупок оказался непростым и сопровождается разнообразными проблемами. Планируемая экономическая эффективность не достигнута, по некоторым направлениям закупки приостановлены не неопределенный срок, по некоторым отменены и объявлены заново, несколько номенклатурных позиций вообще не будут закуплены.

По состоянию на начало августа 2016 года поставлено в ДП МОЗа только 55% от планируемого объема препаратов (при этом препараты для лечения гемофилии у детей поставили на 113% от выделенного финансирования, препараты для лечения гепатитов у взрослых поставили на 107%, препараты для лечения ХМЛ у взрослых поставили на 96%, АРВ препараты поставили на 74% и т.д.). При этом поставки по самым социально значимым направлениям полностью провалены: только на 20% от финансирования выполнены поставки препаратов и медизделий по детской онкологии и онкогематологии, на 10% – по вакцинам, закупаемым через ЮНИСЕФ, а тесты и реагенты по детской онкологии не поставлены совсем.

В результате проценты выполнения запланированных в 2015 году объемов поставок препаратов по направлениям выглядят следующим образом:

 

Заключение

Итак, можно говорить о глобальном провале программ диагностики, профилактики и  лечения социально опасных заболеваний у необеспеченных слоев населения за счет средств бюджета, ведь даже по тем направлениям, по которым поставки препаратов частично осуществляются, проводить диагностику и лечение невозможно из-за отсутствия отдельных препаратов и невозможности обеспечения целостных схем лечения.

Отсутствуют медизделия для диагностики по программам онкологии и СПИДа, из-за отсутствия отдельных препаратов невозможно проводить лечение вирусного гепатита, туберкулеза, онкологических и онкогематологических заболеваний у взрослых и детей. Не закуплены препараты для проведения АРВ-терапии по отдельным схемам лечения больных СПИДом, нет вакцин, необходимых для обеспечения выполнения календаря прививок в рамках программы обязательной иммунопрофилактики.

При этом динамика развития ситуации с поставками препаратов по программам закупки 2015 года не позволяет надеяться на их полное выполнение  до сентября 2016. В лучшем случае поставки 2015 года будут завершены до ноября – декабря 2016 года.

Заявления лоббистов о достигнутой существенной экономии бюджетных средств, невероятных количественных параметрах успехов, возможности использования сэкономленных денег для закупки еще большего количества таблеток без содержательного анализа закупленных курсов лечения и вакцинации, говорит о том, что лоббисты международных закупок сознательно вводят в заблуждение украинских граждан.

 

Приложение 1

prilozhenie-1

Источник: http://patients.org.ua/2016/08/16/groshej-menshe-likiv-bilshe-abo-skilky-koshtuyut-shemy-na-zakupivlyah-likiv/

 Приложение 2

 

Регионы