Drupal
Switch Language

Follow us on social media:

В последнее время нам нередко задают вопрос: что из себя представляет организация «Медицинский контроль»? Что она делает? Зачем она? Вопросы, конечно, послабее кантианских, но отвечать на них надо. Тем более что наша славная организация существует уже два с половиной года. Эта публикация – наш сводный отчет за все время работы. Надеемся, он докажет читателям: даже с нулем государственной и грантовой поддержки обычные украинцы могут многое сделать. Мы начнем с недавних достижений, а закончим описанием нашей систематической и постоянной работы.

 

4-536x1024

 

Прозрачность больниц: добились законодательных изменений и появления нового органа контроля

В 99,9% учреждений здравоохранения в Украине сегодня не существует прозрачности, порядка, ответственности, финансовой дисциплины. Неформальные платежи не учитываются, расходуются непонятно на что, тендеры проводятся с нарушениями, врачи сидят с мизерными зарплатами, повсеместно распространена «вертикаль» сбора денег с практикующих врачей в пользу администраций больниц. Это самая большая и самая очевидная проблема украинского здравоохранения, и решать ее нужно системно. Она пересекается с проблемой отсутствия механизма разбора конфликтов между больницей (и отдельными врачами) с одной стороны, и пациентами – с другой.

Еще полтора года назад мы предложили системное решение: создание при больницах влиятельных общественных контрольно-наблюдательных органов. Полтора года мы работали с лидерами мнений, народными депутатами из комитета по здравоохранению Верховной Рады, ведущими экспертами, региональными активистами, врачами, представителями пациентских организаций над этим вопросом. Мы вели кампанию против коррупции в больницах, собирали информацию и кейсы, публиковали расследования.

Эта работа увенчалась серьезнейшими промежуточными успехами. 21 апреля 2016 года законопроект 2309а-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам здравоохранения» с нашей формулировкой по контрольно-наблюдательным органам был проголосован в первом чтении. Во время второго чтения «Медицинскому контролю», благодаря помощи народных депутатов Ирины Сысоенко и Константина Ярынича, а также «Реанимационного пакета реформ», удалось в составе рабочей группы добиться внесения в обновленный законопроект положения, которое предписывает создание Спостережних Рад при учреждениях здравоохранения. Эти органы в том виде, который предложен нами, смогут обеспечить полную прозрачность работы больниц: их доходов, расходов, текущей работы, соблюдения прав пациентов. Если депутаты проголосуют вторую редакцию законопроекта, то это будет победа. И потом еще нам нужно будет довершить ее в Кабмине, где разработают конкретный регламент работы Спостережних Рад.

Для этой победы нам пришлось немало поработать не только в Киеве, но и в Николаевской области: там проект создания наблюдательных советов был одобрен областной властью. При подготовке проекта мы проделали не только юридическую работу, но и услышали множество замечаний от врачей и пациентов. Итогом стал алгоритм работы наблюдательного совета и типовые документы для создания и работы набсовета. К сожалению, политическая неразбериха после отставки губернатора затормозила этот процесс, но сегодня продолжается работа по запуску пилотного наблюдательного совета при 2-й городской детской больнице.

Борьба с кланом Богатыревых: сломана схема по обогащению на анализаторах крови

 С начала 2014 года мы следим за деятельностью семейного клана Богатыревых, руководившего Минздравом в 2012-2014 годах. Мы подготовили расследования о становлении империи Богатыревых; о том, как создавалась коррупционная схема с аппаратами «Архитект» и сколько вреда она нанесла пациентам и украинскому бюджету; о том, что на торгах кризисного 2014 года долларовые цены на расходники к «Архитектам» сильно выросли из-за монополии Богатырева. Суть схемы Богатыревых, которую мы раскрыли первыми в Украине, состояла в монополии поставок расходников на аппараты для анализа крови системы «Architect i1000sr». Это приводило к завышению цен, как минимум, на 19,9%: уже в 2014 году, пользуясь своей монополией, связанные с Богатыревым фирмы безбожно взвинтили цену расходников. По нашему анализу закупок 2014 года было возбуждено уголовное дело – увы, безрезультатно. Но уже в 2015 году монополия Богатырева была сломана на закупках ПРООН, и это привело к сокращению цен закупки на 720 000 долларов США. Следующим шагом должна стать окончательная победа над монополией и расследование того, каким образом анализаторы крови вообще были закуплены, учитывая подложный перевод инструкции и тот факт, что «Architect i1000sr» не предназначен производителем для тех задач, которые он выполняет в Украине.

Онкобольных детей и взрослых не будут лечить «мелом»: предотвратили закупку сомнительных лекарств

Наши эксперты провели детальное расследование сотрудничества МОЗа с крупнейшей международной организацией Crown Agents. Мы показали, что преступная халатность руководства Минздрава Украины приведет к закупке сомнительных, низкокачественных препаратов по взрослой и детской онкологии. После наших публикаций, благодаря СМИ, миллионы людей узнали о проблеме, и закупку препаратов пришлось остановить. Минздрав пошел на попятный и созвал специальную комиссию из экспертов ДЕЦ, чтобы проверить обстоятельства регистрации препаратов.

Эта ситуация вызвала серьезный резонанс. Недобросовестные общественные организации, уличенные в черном лоббизме и коррупции, обвинили нас в искажении фактов. Сначала они обвинили нас в подложности списка, который якобы не имеет никакого отношения к реальному. Минздрав Украины и Crown Agents подтвердили нашу правоту. Потом наши оппоненты изменили стратегию обвинений и сообщили, что препараты нормальные и высококачественные. Мы доказали, что это не так, и что препараты действительно произведены сомнительными компаниями, аффилированными с одиозным украинским фармацевтическим магнатом Борисом Наумовичем Литовским, и что за безопасность этих препаратов не отвечает ни один регуляторный орган ни одной страны мира. Тем самым мы поставили в этой истории точку. Внутреннее расследование Минздрава продолжается, но можно констатировать победу: как следует из документов о международных закупках, которые мы получили, Crown Agents были вынуждены отказаться от закупки всех подозрительных препаратов. У пациентов, в том числе маленьких, появилась надежда на качественные лекарства.

Борьба с коррупцией в фармотрасли: добились отставки руководства Гослекслужбы

 На момент включения «Медицинского контроля» в кампанию по борьбе с коррупцией в фармотрасли (весна 2014 года), весь оборот лекарств, медоборудования и медизделий был под контролем коррумпированной группировки чиновников, возглавлявших Госслужбу лекарственных средств Украины. В результате нашей публикации крупных расследований (12) о том, что происходит под крышей Гослекслужбы, борьба вышла на новый уровень. После проведения ряда протестных акций, в координации которых участвовал «Медицинский контроль», и освещения их СМИ, руководство Гослекслужбы было смещено с постов, и заложены условия для реформирования отрасли. Увы, реформы идут очень медленно, за что мы постоянно критикуем руководство Минздрава Украины. Тем не менее, воскрешения схем ручного контроля над фармрынком пока не произошло. Это уже не столько наша заслуга, сколько следствие зарождения гражданского общества в Украине.

Борьба с коррупцией в Военно-Медицинском департаменте Минобороны: добились отставки коррумпированных чиновников

 В 2015 году мы подготовили расследование о том, как деятели военно-медицинского департамента Минобороны во главе с Виталием Андронатием провели откатный тендер на поставку медоборудования на 30 млн гривен. Классика жанра: тендер прописан под конкретного производителя, стоимость позиций завышена, как минимум, на 7 млн гривен. В результате нашей публикации и расследования программы «Люстратор 7.62» по мотивам нашей публикации, тендер был остановлен, Виталий Андронатий был отправлен в отставку, а глава департамента закупок Минобороны – арестован. Из последних сил авторы схемы попытались «отбиться», заказав в Интернете публикации о том, что сайт «Медицинский контроль» якобы «принадлежит» (хотя это сайт общественной организации, и он принадлежит всем ее членам) бывшему заместителю министра здравоохранения Украины Роману Богачеву, и что «Медицинский контроль» такими действиями лоббирует закупку кровоостанавливающих препаратов для другого одиозного деятеля – Николая Кузьмы. Несмотря на всю свою бредовость, эта информация до сих пор гуляет по информационным помойкам в Интернете и служит памятником того, как нашими силами был сломан коррупционный тендер в Минобороны.

 Борьба с коррупцией в НАМНУ: добились перевыборов Президиума НАМНУ

 Медицинский контроль подготовил подробные отчеты о коррупционных схемах в недрах Национальной академии медицинских наук Украины, которая управляет 36 крупнейшими больницами с 40-тысячным коллективом. В основном эти схемы касались откатов на уникальном медицинском оборудовании стоимостью в миллионы долларов. Помимо расследований, мы совместно с другими общественными организациями участвовали в митингах, пикетах и акциях протеста против коррупции в НАМНУ. Результатом нашей последовательной двухлетней работы стала отставка коррумпированного руководства НАМНУ и перевыборы Президента. Андрей Сердюк, бессменный человек-прикрытие криминальных схем, покинул свой пост.

 Борьба с коррупцией в ОХМАТДЕТе: добились отставки коррумпированного руководства «Укрмедпроектбуд»

 На протяжении почти трех лет мы пристально следим за судьбой самого скандально известного долгостроя Украины - современного лечебно- диагностического комплекса Национальной детской специализированной больницы ОХМАТДЕТ. Как стало известно нашим активистам, преступная схема позволяла украсть у онкобольных детей 700 млн. грн. Мы первыми показали, кто принимал участие в отмывании денег, назвали имена всей компании, продолжавшей пилить строительный бюджет даже в военные годы, когда, казалось бы, повсеместно шла люстрация (наша статья «Охматдет»: стройка века на детских слезах»). Мы выявили факты, позволяющие нам утверждать с уверенностью: строительство «Охматдета» стало карнавалом расхищения государственной собственности руководителем гензаказчика госпредприятия «Укрмедпроектбуд» Ириной Коваль, которая по совместительству была владельцем и бенефициаром генподрядчика ООО «Укрпрофмед». В процессе стройки были украдены сотни миллионов гривен, а в проектные решения из-за банальной некомпетентности коррупционеров были заложены мины, которые могут сделать невозможной работу клиники в будущем.

Последним аккордом работы преступной группы стала передача 79 миллионов гривен руководством Минздрава в пользу ООО «Укрпрофмед» - несмотря на все обвинения и отсутствие аудита. Благодаря журналистам-расследователям из издания «Левый берег» общество обратило внимание на ситуацию, а тем временем Ирина Коваль была отправлена в отставку, и у ОХМАТДЕТа появился новый руководитель, Дмитрий Шутовский, избранный в результате публичного конкурса. По нашим сведениям, проблемы, вставшие перед ним, колоссальны, и со стороны предыдущего коррумпированного руководства процесс строительства постоянно саботируется. Тем не менее, ситуация значительно изменилась к лучшему: 27 июля Ирина Коваль и еще 2 руководителя ГП «Укрмедпроектбуд» и ООО «Укрпрофмед» получили подозрения от Генпрокуратуры и были арестованы. Мы горды тем, что первую доказательную базу по этому делу дал именно наш материал 2014 года: через несколько недель после публикации мы уже давали объяснения в Генропкуратуре по делу ОХМАТДЕТа. Ждем результатов следствия и справедливого суда над коррупционерами.

 Борьба с коррупцией в Национальном институте рака: добились отставки руководства НИР

 Наша работа по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в Национальном институте рака – это не только гражданские акции протеста, но и участие в проверке деятельности института, членство в проверяющей комиссии, предоставление информации комиссии и публикация закрытых результатов работы комиссии. Разумеется, ничего бы не вышло без ряда общественных организаций, которые вели борьбу за расследование деятельности института рака и за жизни украинских онкобольных: фонда помощи онкобольным детям «Краб», благотворительного фонда «Бджілка», ОО «Координаційна рада Майдану» Конфедерации свободных профсоюзов Украины; и без СМИ, которые правдиво осветили ситуацию (123 и многие другие). Вклад «Медицинского контроля» в эту работу был действительно большим. И работа увенчалась промежуточным успехом: отставкой директора НИР Игоря Щепотина.

К сожалению, к серьезным системным изменениям это не привело. К нам не приходят позитивные сигналы о работе НИР с новым руководством. Это лишний раз доказывает, что одно только отстранение коррумпированных функционеров – бесполезно, если за ним не приходят реформы и изменение правил игры. Внедрение общественных наблюдательных советов, грамотное реформирование здравоохранения в Украине помогут решить проблемы в НИР.

 Борьба за качество и безопасность вакцин: добились блокировки опасной партии вакцины от полиомиелита

 Весной 2015 года мы обнаружили, что крупная партия противополиомиелитной вакцины ОПВ, поставленная в Украину в рамках программы гуманитарной помощи от канадского правительства, пришла с нарушением условий хранения. По халатности чиновников Минздрава, вакцина была разморожена, а потом заново заморожена, что не предусмотрено ее украинской инструкцией. Мы запросили разъяснений у Минздрава и обратили внимание общества на эту ситуацию. Результатом стал колоссальный всеукраинский скандал и безобразная истерика руководства Минздрава, которое оказалось не в состоянии предоставить обществу результаты клинических исследований и оправдать проблемную партию вакцины в глазах украинцев. Вместо этого заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец решил дискредитировать нас как основной источник информации о вакцине ОПВ, и через свою жену, соучредителя Украинского кризис-медиа центра Наталью Попович, передал 30 000 грн члену правления «Центра противодействия коррупции» Александре Устиновой, чтобы она на конференции по проблемам полиомиелита обвинила организацию «Медицинский контроль» в коррупции. С тех пор организация «Центр противодействия коррупции» еще не раз бралась за информационное киллерство в отношении «Медицинского контроля». Тем не менее, несмотря на все инсинуации со стороны руководства МОЗ и его наемников, в конечном итоге Счетная палата Украины признала нашу правоту, и вакцина сомнительного качества была уничтожена.

 Системная работа: контроль госзакупок

 На протяжении двух с половиной лет наши волонтеры готовят независимую аналитику закупок Минздрава Украины. При этом мы не только показываем, что и за какие деньги закупили, но и проводим оценку эффективности закупок, опираясь на различные параметры: стоимость тех же медикаментов в референтных странах, стоимость их во время предыдущих закупок и так далее. Мы учитываем колебания курса валют, усиление или ослабление конкуренции, разоблачаем олигопольные сговоры, которые приводят к подорожанию тех или иных лекарств и медизделий. Результаты наших исследований постоянно используют СМИ, государственные чиновники и авторитетные международные организации. Но делаем мы исследования не для них. Опыт мониторинга государственных закупок мы используем для выработки решений по настоящей борьбе с коррупцией: повышению реальной конкуренции на торгах, устранению фактора единоличного принятия решений, повышению информированности общества о закупках. Исследования «Медицинского контроля» - наиболее полный и качественный независимый источник информации о закупках Министерства здравоохранения Украины.

В определенный момент времени мы открыли еще и проект по борьбе с коррупцией на отдельных региональных закупках: в областных департаментах здравоохранения и конкретных больницах. Это направление в очередной раз показало, что в регионах воруют еще более беззастенчиво, чем на закупках Минздрава. Мы провели три расследования в рамках проекта (123). Тем не менее, стабильным это направление не стало, потому что нам не хватило волонтеров для последовательной и постоянной работы с мониторингом госзакупок. Если вы хотите и умеете заниматься этой работой в своей области, или знаете, как нам получить грант для подобных исследований – пожалуйста, обратитесь к руководству организации «Медицинский контроль» по каналам связи, указанным в «Контактах».

 Системная работа: «Антикоррупционный щит»

 Коррупция в здравоохранении начинается с нормативных и законодательных решений, которые открывают простор для злоупотреблений. Чтобы не писать потом долго и нудно о последствиях таких решений, мы решили отлавливать их на этапе принятия, разбирать и критиковать. В рамках проекта «Антикоррупционный щит» мы опубликовали 23 заметки о том, к каким неприятным последствиям могут привести те или иные законодательные изменения – и сделали свой вклад в то, чтобы они не осуществились. Если вы хотите помочь нам с мониторингом и анализом новых иницитив Минздрава, депутатов, иных органов здравоохранения – снова-таки обратитесь, пожалуйста, к нам.