Drupal
Switch Language

Follow us on social media:

Закупки по Нацперечню поставили под угрозу лечение тяжелобольных пациентов

Национальный перечень основных лекарственных средств Украины

Действия Минздрава активно критикуются со стороны Общественного совета при МОЗ, а также ряда общественных организаций, которые занимаются проблемами пациентов с тяжелыми и редкими заболеваниями. Самые уязвимые слои населения не могут получить лекарства, поскольку бюджетные закупки препаратов для лечения онкологических, онкогематологических, орфанных и других тяжелых заболеваний не производятся.

Процесс закупки медикаментов за бюджетные средства регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины №180 от 16.03.2017. Согласно этому документу, в первую очередь закупаются препараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, и только после этого на оставшиеся средства - все остальные медикаменты. О том, как МОЗ составлял и утверждал Нацперечень, "творчески адаптируя" документ ВОЗ, мы уже подробно рассказывали. Напомним, что якобы взяв за основу 19-ое издание Базового перечня основных лекарственных средств, рекомендованных ВОЗ (на самом деле сравнение документов свидетельствует о том, что в основе - устаревшее 18-е русскоязычное издание), Минздрав весной этого года утвердил новый Нацперечень, редакция которого критиковалась со стороны экспертного сообщества. В частности, по причине того, что в нем отсутствовали препараты по таким направлениям лечения, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, гепатит В и С, онкология, зато были представлены лекарства от малярии и других нетипичных для Украины заболеваний. В то же время в Нацперечень дополнительно включили ряд препаратов и установили множество ограничений по дозировкам и формам выпуска. Другими словами, в перечень обязательных к закупке лекарств многие позиции вошли на монопольных условиях.

Ограничив перечень закупаемых препаратов лекарствами с действующим веществом, которое входит в Нацперечень, МОЗ поставил под угрозу лечение тысяч пациентов. Об этом заявили представители большинства крупных пациентских организаций Украины на пресс-брифинге, который состоялся 15 августа в Украинском кризисном медиа-центре. В частности, с критикой действий Минздрава выступили члены общественного союза "Орфанные заболевания Украины", общественной организации "Всеукраинский мост единства", благотворительного фонда помощи онкобольным детям "Краб", ОО "Всеукраинская ассоциация помощи больным муковисцидозом", международной ОО "Дерматологи - детям" и др. С критикой выступил даже наиболее лояльный к министерству Общественный совет.

Представители всех организаций озвучили информацию о том, что наиболее социально незащищенные слои населения (дети, малообеспеченные семьи, участники боевых действий и инвалиды ЧАЭС, то есть все те, кому полагается получать медикаменты по безоплатным или льготным рецептам) не могут получить лекарства, поскольку бюджетные закупки препаратов для лечения онкологических, онкогематологических, орфанных и других тяжелых заболеваний не производятся.

Попробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации. Как мы уже указывали выше, в соответствии с постановлением КМУ №180, закупки препаратов, не вошедших в Нацперечень, можно проводить после того, как основные закупки будут выполнены в полном объеме. Исключение − только для процесса закупок через международные организации. Предполагаем, что такая возможность изначально была предусматрена, чтобы избежать дефицита лекарств, ведь 300 молекулами, вошедшими в Нацперечень, нельзя обеспечить лечение основных заболеваний.

Несмотря на потенциально существующую возможность провести закупки, международные организации тоже этого не сделали. Почему так сложилось?

Во-первых, в распоряжении международных компаний недостаточно средств для того, чтобы закупить все необходимые лекарства (финансирование должно быть минимум в три раза больше, чем выделяется в настоящее время).

Во-вторых, поставки уже закупленных лекарств осуществляются с существенными задержками: так, спустя 8 месяцев после начала закупок за средства бюджета 2017 года, в регионы поставлено менее 45% от закупленного за средства прошлого 2016 года. И это − усредненные данные. Есть программы, по которым до сих пор в регионы не поставлено ничего. Так, по данным Минздрава, по состоянию на 21 августа 2017 года по таким программам, как СПИД, донорство крови, сахарный диабет, эндопротезы, взрослая нефрология, детская онкология и онкогематология, туберкулез, в регионы поставлено 0% от профинансированной потребности. То есть по всем этим направлениям препаратов просто нет, соответственно, лечить пациентов нечем.

Данные о закупках препаратов через международные организации

Данные о закупках препаратов через международные организации

Данные о закупках препаратов через международные организации

В регионах была еще одна надежда - на закупку жизненно необходимых препаратов за деньги, выделяемые местными бюджетами. Однако и тут все не просто: выделить средства на закупку медикаментов можно только после того, как будет обеспечена потребности в основных препаратах. Вместе с тем, реальную потребность никто не считал, больницы боятся брать на себя ответственность, использовать методики расчета, не до конца им понятные. Следовательно, закупки за бюджетные деньги в регионах не проводятся.

Об этом, в частности, на пресс-брифинге в УКМЦ сообщила Оксана Александрова, глава комитета Общественного совета при МОЗ Украины по защите прав пациентов. Она подчеркнула, что при составлении Нацперечня Минздрав не провел необходимые подсчеты, чтобы понимать, какова реальная потребность в тех препаратах, которые будут закупаться в первую очередь. "Никто никогда не считал 100% спрос на эти лекарства. Поэтому ни одна область не знает, какое финансирование необходимо для удовлетворения этой потребности. У нас в стране нет базы для такого подсчета", - подчеркнула эксперт.

Итак, система закупок сегодня переживает коллапс: возможности приобрести необходимые препараты нет. Однако не стоит думать, что всему виной - инициатива Минздрава по ограничению закупок. Рынок препаратов, которые могут закупаться за бюджетные деньги, действительно должен быть ограничен. Это нормальная мировая практика, позволяющая минимизировать коррупционные риски. В то же время реализация этой идеи в Украине потерпела фиаско, поскольку за основу регуляции взяли не тот документ.

Принцип формирования Нацперечня на основе рекомендаций ВОЗ эксперты отрасли критиковали еще в апреле 2015 года. Тогда члены Американской торговой палаты в Украине предостерегали министерских чиновников, что "введение в действие такого Национального перечня отбросит систему здравоохранения Украины как минимум на 30 лет, а закупки по этому списку будут формальными исключительно ради самого процесса закупок, в котором совершенно не будут учтены потребности пациентов и клинические индикаторы эффективности". Несмотря на эти предостережения, команда и.о. министра Ульяны Супрун именно так и поступила - приняла решение об ограничении закупок Нацперечнем.

Главная претензия экспертов ко внедряемому регуляторному механизму заключается в том, что в его основе - не тот документ. Поясним подробнее. Нацперечень, формируемый на базе примерного перечня ВОЗ, - это документ, необходимый странам третьего мира с неразвитой системой здравоохранения и фармрынком. В примерном перечне ВОЗ нет многих современных препаратов, кроме того, там есть молекулы для лечения заболеваний, которые неэндемичны для Украины (малярии, африканских гельментозов и т.д.).

Рассуждая о причинах такого непрофессионального подхода, врач-офтальмолог высшей категории Марина Оберемко с горечью отметила: "Как можно было бездумно копировать рекомендации ВОЗ для отсталых стран Африки, где медицина кое-где находится на уровне шаманства, и абсолютно игнорировать эндемические для Украины заболевания? Хотя еще пару таких реформ, и мы достигнем африканского уровня медицины" (издание Корреспондент).

Основная проблема Нацперечня − отсутствие лекарств по многим направлениям: для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (в частности, острого инфаркта миокарда), кровеостанавливающих препаратов, антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИД, а также препаратов, назначаемые для лечения редких (орфанных) заболеваний, и лекарств, используемых при трансплантации органов. Другими словами, в этом перечне отсутствуют современные, редко применяемые и дорогостоящие лекарства, жизненно необходимые украинским пациентам.

Инициативы МОЗа по расширению Нацперечня тоже успехом не увенчались, ситуация остается неразрешенной до сих пор, несмотря на то, что с начала года было опубликовано несколько новых редакций Нацперечня. Прогнозируемым было и решение Минздрава перестать ориентироваться на примерный перечень ВОЗ. Однако эти инициативы не дали ожидаемого результата, поскольку создание полноценного перечня, который бы охватил все основные заболевания и принятые схемы лечения, в сжатые сроки − невозможно. Механизм включения новых препаратов в Нацперечень действительно должен быть сложным, чтобы избежать рисков, связанных с коррупцией и лоббизмом. Следовательно, одного-двух лет совершенно недостаточно, чтобы сформировать действительно актуальный Нацперечень.

О том, что Минздрав идет сегодня на откровенные манипуляции с Нацперечнем, обманывая пациентов, заявила Лариса Лавринюк, основатель благотворительного фонда помощи онкобольным детям "Краб". По ее словам, "до 1 июля 2017 года в Нацперечень лекарств отдельным пунктом внесли 60 наименований препаратов для онкобольных детей. Сейчас в постановлении Кабмина 180, которым вводится в действие Нацперечень лекарств с 1 июля, этого пункта нет. Также нет материалов, реактивов, протоколов, большинства дорогих медпрепаратов". Лариса Лавринюк предполагает, что МОЗ пошел на дезинформацию общественности сознательно, заявив о наличии препаратов, но не включив их в Нацперечень на самом деле (об этом сообщает издание Pharma.net.ua ).

В свою очередь в Минздраве, видимо осознав коллапс системы закупок медикаментов за бюджетные средства, накануне пресс-брифинга в УКМЦ заявили о предложении отсрочить закупку медикаментов в соответствии с обновленным Нацперечнем до 1 января 2018 года. Такие действия и.о. министра Ульяны Супрун и ее команды ожидаемы: запуская очередную инициативу, которая терпит фиаско, МОЗ начинает откладывать сроки ее внедрения. В статье, размещенной на сайте МОЗ, не говорится об истинных причинах, по которым предпринимаются попытки вернуться к прежней процедуре закупок, а лишь уточняется, что "это даст специалистам возможность более тщательно изучить и учесть мнение общественности". Подобное заявление звучит, как насмешка, ведь о критической ситуации с обеспечением пациентов медикаментами заявили представители большинства ведущих общественных организаций Украины!

Подводя итог, отметим, что причина сложившейся критической ситуации в том, что, приступая к разработке перечня медикаментов, который бы ограничил закупки за бюджетные средства, была допущена стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы запустить процесс разработки экспертами отдельного перечня разрешенных к закупке препаратов, МОЗ решил пойти коротким путем, оперативно "адаптировав" примерный перечень ВОЗ, не соотнеся его содержание и предназначение с реальными потребностями украинцев и с уровнем развития национального рынка фарминдустрии. Как результат, важный этап в реформировании системы медикаментозного обеспечения пациентов за бюджетные средства до сих пор не состоялся. В лучшем случае (если Минздрав прислушается к критике, признает ошибки и начнет разработку перечня, который действительно покроет потребности пациентов) этот этап откладывается еще на несколько лет, в худшем случае − он просто будет провален. К сожалению, цена такой ошибки − здоровье и жизни пациентов, которые не могут получить полагающиеся им необходимые лекарства.