Медицинский контроль
Switch Language

Мы в социальных сетях:

Государственные закупки Минздрава. Итоги 2015 года

""

 

Результаты закупок лекарств и медизделий Министерством здравоохранения Украины за средства 2015 года: расчетная экономия 237,55 млн. гривен, реальная экономия всего 57,5 млн. гривен (4% от финансирования), срыв важных программ и прочие ошибки, недочеты и успехи.

 

КРАТКО

По традиции, мы подготовили максимально полное независимое исследование госзакупок Минздрава Украины за средства 2015 года. Несмотря на бравурные отчеты Минздрава, можно с уверенностью утверждать, что слова о «полном завершении закупочного процесса за 120 дней» - мягко говоря, художественное преувеличение. Некоторые поставки МОЗ завершились совсем недавно. Тем не менее, оперативность Минздрава оказалась выше, чем в среднем у международных организаций, в силу единообразия закупочных процедур, большего опыта работы на украинском рынке госпитальных закупок. Главной причиной проволочек с закупкой стало позднее формирование номенклатуры: в июле 2015 года.

Всего Минздраву передали на закупки 1,48 млрд гривен. Неиспользованными остались 230 млн грн., которые чиновники передали международным организациям для проведения закупок. Сумма недоосвоенных средств – 130 млн грн., они были возвращены казначейству. Реальная экономия составила 58 млн грн., она была достигнута за счет обеспечения конкурентных условий в номенклатуре и медико-технических требованиях.

Нельзя считать успехом Минздрава неиспользованные 230 млн гривен, которые чиновники передали для закупок международным организациям. А также недоосвоение 130 млн гривен, которые пришлось передать обратно в казначейство: из этих денег только 58 млн. грн. составила реальная экономия за счет обеспечения конкурентных условий в номенклатуре и медико-технических требованиях.

Остальные 72 млн. гривен просто остались не использованными, что говорит о непрофессионализме чиновников Минздрава. Так, были провалены закупки по сахарному диабету (19, 7 млн гривен), а также 26,5 млн гривен на закупку тройных контейнеров по программе «Донорство». Причина – глупость: чиновники Минздрава не успели перевести предоплату. Результатом каждой подобной глупости становятся сотни человеческих трагедий, когда люди не получают от государства жизненно необходимых лекарств.

Та сумма, которая, несмотря на разгильдяйство чиновников МОЗ, все же была освоена (1,12 млрд. гривен), потрачена эффективнее, чем в 2014 году. По ряду программ добились серьезной экономии: так, по дорогостоящей программе закупки медизделий для лечения сердечно-сосудистых заболеваний 34,8%, в денежном исчислении – 73,05 млн. гривен. Это своего рода рекорд: отдельные позиции по этой программе дали экономию в 90% без потери качества. Причиной такой экономии стало развитие рынка расходных материалов.

В целом, закупки по большинству направлений были проведены с экономией в сравнении с ценами прошлого года по реальному курсу гривны к валюте: от 2,2% по мукополисахаридозу до 51% экономии по гипофизарному нанизму. Следовательно, итоговая экономия по всем программам составила в денежном исчислении 237,55 млн. гривен, в том числе только по семи программам экономия составила 212,88 млн. грн.

В числе фаворитов закупок, как и раньше, остались «Людмила-фарм» и «Ганза». Улучшились позиции у таких предприятий, как «Диавита» (ранее «Бакмед»), уверенно идет в гору «Биофарма».

Как и на закупках международных организаций, несмотря на доминирование в отдельных программах прежних посредников, очевидно смещение в сторону производителя. Торги прошли в более конкурентной среде, чем на закупках 2013 и 2014 годов. Это и стало причиной снижения цен: участники рынка испытывают  все большее конкурентное давление со стороны отечественных и иностранных производителей.

Примечание: при расчете динамики цен мы учитывали и появившийся импортный сбор, и девальвацию гривны.

ПОДРОБНО

У «Медицинского контроля» сложилась традиция после завершения полного цикла закупок МОЗа проводить их анализ. Из-за позднего проведения торгов в 2015 году в министерстве большая часть договоров была подписана в ноябре-декабре, что позволило поставщикам получить 100% предоплату и заключить дополнительные соглашения на увеличение срока поставки до 90 дней. Часть поставщиков выполнила свои обязательства перед МОЗом в марте, некоторые до сих пор не завершили поставки, попав при этом под штрафные санкции…

При проведении централизованных закупок в 2014 году 100% бюджетных средств осваивалось министерством, в 2015 году после принятия Закона Украины «Про внесення змін до деяких законів України щодо забезпечення своєчасного доступу пацієнтів до необхідних лікарських засобів та медичних виробів шляхом здійснення державних закупівель із залученням спеціалізованих організацій, які здійснюють закупівлі» от 19 марта 2015 года общественность ожидала, что этот принцип сохранится: выделенные Минздраву около 3,7 млрд. грн. будут переданы международным специализированным организациям. Однако, на практике все оказалось иначе: несмотря на заверения чиновников, не все программы были переданы на закупки международным организациям, почти 1,5 млрд. грн. (это около 40%) остались в управлении МОЗа (Приложение 1).

Как раз эти закупки МОЗа и стали предметом нашего анализа.

Чиновникам МОЗа в 2015 году было проще реагировать на лихорадочные колебания стоимости гривны по отношению к доллару: по курсу НБУ гривна подешевела на 50%, тогда как в 2014 году падение составило 95%. Не возникло существенных сложностей и с нововведениями в законодательном поле (так, в 2015 году был введен дополнительный импортный сбор в размере 5%). По сравнению с экстремальными экономическими условиями 2014 года, в которых пришлось проводить закупки медизделий, ситуация 2015 года была намного более благоприятной. Стоит также учесть, что «папередниками» был отработан механизм акцептирования предложений участников торгов, превышающих ожидаемые цены закупок.

Несмотря на более благоприятные условия, торги по закупке лекарств и медицинских изделий в МОЗе в 2015 году начали проводиться только 31 августа, почти на два месяца позже, чем в 2014 году (Приложение 2).

Анализ номенклатуры МОЗовских закупок позволил нам выявить одну из причин задержки старта торгов: министерские чиновники подготовили номенклатуру только в конце июля, поэтому начать торги ранее не представлялось возможным. Время на пересмотр номенклатуры закупок прошлых лет было необходимо, поскольку ранее она была составлена под влиянием коррупционных факторов и требовала существенной доработки. Для этого министр Квиташвили в начале мая подписал приказ о создании экспертно-технической группы МОЗа под руководством заместителя Министра Игоря Перегенца, основной задачей которой было проведение детального и обоснованного анализа номенклатуры, пересмотр ее на предмет отсутствия коррупционных рисков. Что из этого вышло, мы уже писали.

Еще одна проблема, существенно повлиявшая на сроки начала тендера, − отсутствие полноценно работающего тендерного комитета. Почти половина состава комитета, в том числе глава, заместитель главы и секретарь, были уволены из МОЗа в начале 2015 года. Виктор Шафранский был назначен главой тендерного комитета МОЗа только спустя полгода, к тому моменту он уже два месяца работал на должности заместителя министра здравоохранения. В распоряжении МОЗа для проведения закупок остался 1,48 млрд. грн. Из этой суммы чиновники смогли освоить только 1,12 млрд. грн., а остаток (около 360 млн. грн.), к сожалению, не стал цифрой экономии бюджетных денег, что свидетельствовало бы об эффективной работе чиновников МОЗа. Судя по результатам работы комитета, можно говорить об обратном: 130 млн. грн. были возвращены в бюджет, а  от 230 млн. грн. МОЗ просто избавился, успев в конце года передать их в управление международным организациям (см. таблицу ниже).

 

 

 

Но даже при передаче неиспользованных денег международным организациям чиновники так спешили, что передали только часть неосуществленных торгов. В частности, было полностью передано финансирование (200 млн. грн.) на закупку отечественных маммографов и УЗИ-аппаратов, по которым Антимонопольный комитет Украины обязал МОЗ устранить неконкурентные, монопольные и дискриминационные условия в тендерной документации, полностью несостоявшиеся лоты по закупке эндопротезов (30,9 млн. грн.) и только 10% (1,7 млн. грн. из 16,7 млн. грн.) несостоявшихся торгов по закупке изделий для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В тоже время несостоявшиеся торги на сумму 25,8 млн. грн. чиновники даже не пытались передать международным организациям, они просто не успевали…

Из почти 1,5 млрд. грн. в бюджет вернулось 129,5 млн. грн., из которых  57,5 млн. грн. (или только 4% от 1,5 млрд. грн.) – это экономия за счет обеспечения конкурентных условий в номенклатуре и медико-технических требованиях. При этом 45,1 млн. грн. − экономия по программе закупки медицинских изделий для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Однако стоит отметить, что таких показателей удалось достичь вовсе не благодаря работе чиновников, этому способствовало развитие рынка кардиоизделий. Ситуация сложилась следующим образом: на рынке появились новые производители, часть из которых не смогла принимать участие в торгах. Как следствие, в Антимонопольный комитет было подано 7 жалоб на торги по закупке изделий для лечения кардиологических заболеваний. Комитет обязал МОЗ устранить дискриминационные условия в документациях, что обеспечило конкуренцию на торгах и снижение цен.

Остальные 72,0 млн. грн. распределились следующим образом.

19,7 млн. грн. МОЗ вернул в бюджет, полностью провалив закупку расходных материалов по программе сахарный диабет из-за обжалования участником торгов в Антимонопольном комитете решения тендерного комитета об отклонении более экономически выгодного предложения. АМКУ торги разблокировал только за день до завершения работы казначейства.

И совсем по-глупому у министерства пропали 26,5 млн. грн., которые планировали потратить на закупку тройных контейнеров для компонентов крови по программе «Донорство». Чиновники просто не успели отправить предоплату поставщику по уже подписанному договору. Поставка осуществлена не была, соответственно кредиторскую задолженность МОЗ в казначействе зарегистрировать не может.

Оставшиеся 25,8 млн. грн. – это те деньги, которые вернулись в бюджет по банальной причине – не состоявшиеся торги, а чиновники не успели их передать международным организациям.

Как видим, Минздрав проводил закупки несистемно, бесконтрольно, безответственно, полностью в ручном режиме, что говорит о непрофессионализме руководства министерства. Далее − более подробная информация о закупках лекарств и медицинских изделий, проведенных Минздравом в 2015 году.  

ЦИФРЫ 2015 ГОДА

которых сравнивается с ценами 2014 года:

  1. цена 2015 года (включает дополнительный импортный сбор)» меньше, чем цена 2014 года + дополнительный импортный сбор;
  2. цена 2015 года (включает дополнительный импортный сбор) меньше, чем цена 2014 года + дополнительный импортный сбор + уровень девальвации;
  3. цена 2015 года (включает дополнительный импортный сбор) выше, чем цена 2014 года + дополнительный импортный сбор + уровень девальвации.

 

При расчетах учитывалось девальвация национальной валюты и введенный на 2015 год дополнительный 5%-ый импортный сбор.

Уровень девальвации для каждого иностранного препарата рассчитывался отдельно, согласно официальному курсу валют НБУ на конечную дату подписания договоров о закупке товаров (в соответствии с данными «Вестника государственных закупок»), а для отечественных производителей учитывался показатель фарминфляции 40 %.

Анализ описывает только ценовые параметры закупки, т.е. сравниваются «условно одинаковые» препараты, и не берется во внимание, что причиной увеличения/снижения цены может быть замена импортного препарата на отечественный, оригинального препарата на «генерик» и наоборот. При этом в анализ не попали закупленные в 2015 году лекарственные средства и медицинские изделия, которые не закупались в 2014 году, из-за отсутствия базы для сравнения.

Согласно проведенных расчетов по семи направлениям, по которым были проведены закупки лекарственных средств и медицинских изделий на 804,6 млн. грн., в 2015 году удалось достичь экономии бюджетных денег более 10 млн. грн. по каждому из направлений по сравнению с ценами закупки 2014 года, что в сумме составило 212,88 млн. грн. (см. таблицу ниже).

 

Параметры роста цены рассчитаны как среднее значение роста цен по всем номенклатурным позициям по указанной программе.

Расчетная экономия бюджетных средств по программе – это суммарное значение разницы между ценами 2014 года и взвешенной ценой закупки 2015 года (дополнительный импортный сбор + девальвация).  

Расчетная экономия зависит от показателя изменения реальной цены и объема финансирования по программе. Наличие расчетной экономии по программе не означает, что отсутствуют позиции, по которым не было существенного превышения, а показывает, что они компенсировались за счет снижения цены по другим позициям.  

Номинальный рост цен 11,8% по программе закупки медицинских изделий для лечения сердечно-сосудистых заболеваний при большой экономии бюджетных денег сформировался вследствие двух противоположных динамик.

По позициям, в которых появилась конкуренция (медицинские изделия для стентирования коронарных сосудов и нейрохирургических вмешательств, а также шовный материал), после решения Антимонопольного комитета поставщики «боролись за выживание», пытаясь сохранить свою рыночную долю и не потерять контракты с производителями. При этом цены снижали не только новые игроки рынка, а и поставщики, которые присутствуют длительное время на рынке (ранее они вступали в картельный сговор с другими поставщиками и делили между собой рынок, сохраняя высокие цены).

Так, например, сильно снизились цены на основные составляющие набора для проведения операции стентирования (стенты без и с лечебным покрытием, баллон для ангиопластики) мировых производителей Medtronic (США) и Biosensors (Швейцария). В связи с выходом на торги отечественного производителя ООО «Опытно-экспериментальный производственный центр «ОЛИМП» МОЗу удалось намного дешевле закупить шовный материал, использующийся во всех кардиохирургических вмешательствах – см. Приложения 3 и 4.

В конкурентном сегменте – закупка кардиостимуляторов – поставщики вынуждены были поднимать гривневые цены после откровенного демпинга одного из поставщиков в 2014 году, при этом цены в долларовом эквиваленте были ниже уровня девальвации.

С другой стороны, по монопольным позициям (ряд лотов по закупке медицинских изделий для операций на сердце, поставщик компания «Иридиум» (бывшая «Кор-Медикал»), и сосудистые протезы, которые из года в год МОЗу поставляет компания «Людмила-фарм») поставщики поднимали цены в гривне по отношению к ценам 2014 года, а по некоторым позициям сосудистых протезов цены выросли в «долларе» – см. Приложения 5 и 6.

По программе гипофизарный нанизм закупается только один препарат − «Соматропин» − рынок которого является конкурентным. Снижение цен и экономия государственных средств в этом сегменте была обеспечена странным образом. Все участники торгов, согласно опубликованному на веб-портале «Вестника государственных закупок» протоколу раскрытия тендерных предложений, вышли на торги с ценами, которые превышали ожидаемую цену закупки в гривне. Тендер выиграла компания «Биофарма», предложившая третью снизу цену. Почему так произошло? Мы писали в нашей аналитике. По результатам проведения тендера компания «Медфарком-Центр», поставлявшая препарат «Соматропин» в 2014 году, подавала жалобу в Антимонопольный комитет после акцепта предложения «Биофармы». Однако АМКУ не нашел нарушений в процедуре торгов и оставил решение МОЗа без изменений.

В программе донорство по монопольным позициям (расходные материалы для оборудования, установленного на станциях переливания крови) поставщики вышли на торги с ценами в среднем на 40% выше, чем цены 2014 года, однако эти цены были ниже уровня девальвации.

По двум конкурентным сегментам программы произошли две противоположные ситуации. Так, по торгам на закупку тест-систем для иммуноферментного анализа наличия в крови доноров вирусов гепатитов В,С и сифилиса три основных отечественных производителя − «Диапрофмед», «Бест Диагностик» и «Медбиоальянс» − вошли в картельный сговор и поделили между собой рынок, предложив МОЗу цены выше цен 2014 года, при чем по двум позициям (тесты для диагностики гепатитов В и С) цены оказались выше уровня девальвации национальной валюты. Для получения сверхприбылей «Диапрофмед» подавал жалобы в Антимонопольный комитет с целью переноса даты торгов, чтобы другой производитель «Медбиоальянс» успел повысить зарегистрированные оптово-отпускные цены на свою продукцию.

А во втором конкурентном сегменте (закупка контейнеров для сбора компонентов крови) поставщики снизили цены, что позволило получить существенную экономию по программе, которая частично была направлена на покрытие повышения цен по другим позициям. Тендер выиграла компания «Ледум», предложившая медицинские изделия китайского производства по цене в среднем на 30% дешевле в гривне, чем закупил МОЗ в 2014 году (см. Приложение 3). Однако из двух выигранных торгов на 41,9 млн. грн. компания получила деньги только по одному тендеру (15,4 млн. грн.), по второму тендеру МОЗ не успел отправить предоплату поставщику, и деньги в размере 26,5 млн. грн. вернулись в бюджет.

Снижение цен по направлению закупки лекарственных средств для пациентов, которым провели трансплантацию органов, было обеспечено за счет наличия в номенклатуре конкурентных позиций по МНН циклоспорин и мофетила микофенолат. В 2015 году МОЗ закупил генерик по МНН мофетила микофенолат, а в 2014 году в министерстве закупили оригинальный препарат. Цены могли быть еще ниже, если бы МОЗ акцептировал предложение украинского представительства израильской корпорации ТЕВА «Фармацевтикал Индастриз», которая решила оспорить решение тендерного комитета Минздрава в Антимонопольном комитете. Несмотря на это, АМКУ отклонил жалобу компании «ТЕВА Украина» и подтвердил правильность решения МОЗа по отклонению более экономически выгодного предложения. Однако по монопольным позициям по направлению трансплантация (МНН такролимус и базиликсимаб) поставщики вышли на торги с ценами, которые превысили цены 2014 года, но оказались ниже уровня девальвации.

Номенклатура медикаментов по направлению рассеянный склероз состоит из 5 препаратов: 2 монопольных и 3 конкурентных. По одной из конкурентных позиций «Интерферон бета 1-б», 9 600 000 МО (0,3 мг) на оригинальный препарат немецкого производства поставщик в конкурентной борьбе предложил цену в гривне ниже, чем в 2014 году (см. Приложения 3 и 4). А по двум остальным конкурентным позициям МОЗ закупил препараты-генерики отечественного производства по ценам в среднем на 15% выше, чем в 2014 году, но не выше уровня девальвации. При этом в 2015 году препарат «Интерферон бета 1-а», 6 000 000 МО (30мкг) министерство закупило по цене ниже, чем в 2013 году в гривне!

По двум остальным монопольным позициям поставщики поступили прямо противоположным образом. Препарат «Метилпреднизолон» производства корпорации «Пфайзер» поставщик «Людмила-фарм» предложил МОЗу по цене 512 грн. за флакон, что не только на 63% дороже, чем в 2014 году, но и почти на 9% выше, чем уровень девальвации. Вторая монопольная позиция в номенклатуре – препарат «Глатирамера ацетат», на торги по которому компания «ТЕВА Украина» вышла с ценой 2014 года в гривне.

Присутствие в списке программ, по которым обеспечена экономия направления закупки лекарственных средств для лечения дыхательных расстройств у новорожденных по государственной программе репродуктивное здоровье нации, обусловлено значительным падением цен на закупаемые монопольные препараты в «валюте» и потенциальной экономией бюджетных денег по программе. Хотя на самом деле реальной экономии денег не вышло, так как все цены были выше цен 2014 года, но ниже уровня девальвации.

Однако в 2015 году был ряд программ, по которым наблюдался существенный рост цен в гривне (от 6,9% до 83,3%), кроме закупки лечебного питания для больных детей на фенилкетонурию (–50,9%), а по отдельным программам – мукополисахаридоз, антирезусный иммуноглобулин в репродуктивном здоровье, болезнь Гоше и иммунодефицит даже поднялись цены в валюте от 2,2% до 16,6%. В итоге это привело к низким показателям экономии (от 0,39 млн. грн. до 5,7 млн. грн.) по сравнении с ценами закупок 2014 года, а по четырем указанным выше направлениям закупок в результате вышло неэффективное использование денег в сумме 6,19 млн. грн. (см. таблицу ниже).

 

* – Рассчитано при условии превышения уровня фарминфляции 40%.

Так, в 2015 году продолжилась начавшаяся в 2014 году тенденция роста цены по программе Болезнь Гоше, по которой закупается один монопольный препарат по МНН Имиглюцераза (торговое название «Церезим» производства «Джензайм Лтд», Великобритания), показавший в прошлом году рост «валютной» цены, рассчитанной по курсу НБУ (Приложение 3).

По направлению закупки лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний очевидно наличие картельного сговора о «корректировке» цен. Важно, что в 2013 и 2014 году цены на эти препараты не менялись, и первоначально также были установлены в условиях аналогичного картельного сговора. По отдельным позициям («Тенектеплаза», «Стрептокиназа», «Левосимендан») поставщики вышли с ценами, которые оказались выше уровня девальвации.

По программам иммунодефицит (в рамках выполнения Украиной Конвенции ООН) и антирезусный иммуноглобулин (по программе репродуктивное здоровье нации) единственный поставщик монопольных позиций − компания «Биофарма» − провела «корректировку» цен. Напомним, в 2014 году компания вышла на торги с гривневыми ценами 2013 года. В прошлом году компании пришлось выходить на торги с ценами, которые выше уровня девальвации.

По программе мукополисахаридоз рост цен связан с наличием в номенклатуре трех монопольных позиций, по двум из которых в 2015 году МОЗ закупил препараты по ценам, которые в валюте оказались выше цен 2014 года.

По направлению детский диализ вся номенклатура, кроме кислотного компонента, монопольная. Расходные материалы для аппаратов для проведения процедур гемодиализа закупаются у производителей «Фрезениус» и «Гамбро», для проведения процедур перитонеального диализа – у «Бакстера». В 2015 году по всем позициям МОЗ закупил медизделия по ценам, которые выше цен 2014 года в гривне, а три позиции (по одной у каждого из производителей) МОЗ закупил по ценам, которые оказались выше уровня девальвации.

По закупкам лекарств по программе взрослая гемофилия произошел парадокс. По одной из четырех конкурентных позиций цена закупки 2015 года оказалась выше цены закупки 2014 года в валютном эквиваленте – 6,12 грн. за МО препарата фактор крови VIII. Стоит учесть, что по этой позиции МОЗ отклонил более дешевое предложение компании «БАДМ-Б» (по цене 5,74 грн за МО) с препаратом производства американской корпорации «Пфайзер». «БАДМ-Б» обжаловала такое решение МОЗа в АМКУ, но жалоба была отклонена.

По остальным конкурентным и таким монопольным позициям как антиингибиторный коагулянтный комплекс («Фейба») и рекомбинантный фактор VII («Новосевен») цены закупки были выше, чем по аналогичным позициям в 2014 году, но не выше уровня девальвации.

По направлению аутизм представлена монопольная номенклатура. Исключение − препарат «Рисперидон», по которому в 2015 году поставщик вышел на торги с препаратом-генериком с ценой на 14,3% меньше в гривне, чем в 2014 году (см. Приложения 3 и 4). По монопольным позициям МНН атомоксетин поставщики вышли на торги с ценами выше гривневых цен 2014 года, кроме препарата в дозировке 60 мг, по которому цена оказалась выше уровня девальвации.  

Отдельно мы проанализировали экономическую эффективность закупок МОЗа в 2015 году по основным контрагентам – показатели роста цен на медикаменты и медицинские изделия крупнейших контрагентов МОЗа см. в таблице ниже.

 

Основные лидеры-поставщики Минздрава – это 10 групп-компаний, которые вместе обеспечили 73,5% всех закупок министерства в 2015 году на общую сумму 846,1 млн. грн.

Одними из лидеров традиционно являются компании «Людмила-фарм» Елены Мироновой и Константина Грошева и группа компаний под общим названием главной компании Петра Багрия «Ганза». Существенно выросли МОЗовские подряды компании «Диавита» (ранее − «Бакмед»), принадлежащей бывшим сотрудникам государственной компании «Укрмедпостач» Леониду Калиннику, Николаю Барышевскому и Сергею Ледину. Причина такого роста − более чем десятикратное увеличение финансирования по программе перитонеальный диализ для лечения взрослых больных. По этой программе номенклатура закупок полностью монопольная, и работает единственный поставщик.

Сильно увеличила свою долю рынка «Биофарма» (находящаяся под контролем министра инфраструктуры времен Януковича Константина Ефименко), что объясняется выходом компании на прибыльные позиции по взрослой гемофилии, которые ранее завод не мог произвести на протяжении года. В 2015 году «Биофарма» для победы в тендере объединила в своем предложении собственную продукцию с продукцией итальянского производителя «Кедрион» в пропорции 70/30. Также дополнительных 22,2 млн. грн. «Биофарма» получила по программе гипофизарный нанизм.

По основным контрагентам МОЗа в 2015 году стоит отметить, что, в основном, поставщики поднимали гривневые цены – среднее значение роста гривневых цен лидеров-поставщиков составило +24,7%, а первая пятерка лидеров по некоторым позициям повышали долларовые цены. Исключением стала продукция компаний «ТЕВА Украина» и «Ледум», которые в конкурентной борьбе обеспечили существенное уменьшение цен: –23,8% и –29,7% соответственно. Закупки их препаратов и медицинских изделий позволили реализовать экономию бюджетных средств в размере 22,4 млн. грн.

ВЫВОДЫ:

Несмотря на утешительные результаты по ряду госпрограмм и общую неплохую экономию, закупочный процесс Минздрава за средства 2015 года прошел с серьезными недочетами, активным применением «ручного управления», с потерями для пациентов. Что могло бы улучшить закупки Минздрава, дав украинским пациентам больше необходимых лекарств за тот же объем бюджетных средств?

  1. Пересмотр номенклатуры (названия препаратов) и параметров закупок (формы выпуска, дозировки), исходя из принципа создания максимально конкурентной среды. Введение монопольных позиций должно проходить в атмосфере максимальной критики со стороны контролирующих органов, в первую очередь – правоохранительных. Для введения таких позиций должны быть жесткие медицинские основания, а принимающие решение лица должны подвергаться постоянным антикоррупционным проверкам.
  2. Формирование закупочных позиций с акцентом на «классы препаратов» и их взаимозаменяемость. Такой подход даст возможность серьезнейшей экономии за счет выбора препаратов в конкурентной среде, замены дорогостоящих оригиналов и дорогих генериков на более дешевые. Практика показывает, что такого рода экономия, хотя и не содержит антикоррупционного элемента, оказывает максимальное влияние на общие результаты закупок.
  3. Внедрить подход комплексной оценки препаратов (стоимость курса лечения, показатель лечебного эффекта). При таком подходе станет очевидным, что закупка дешевого лекарства надлежащего качества, которое позволит обеспечить максимальный охват фармакотерапией, более социально оправдана, чем закупка оригинала или дорогого генерика.

    

Приложение 2

  

Приложение 3

   

Приложение 4

         

Приложение 5

  

              

    

Приложение 6

 

       

 

 

 

 

Регионы