Медицинский контроль
Switch Language

Мы в социальных сетях:

Кровавые тайны украинского здравоохранения и Александр Богатырев

Кровавые тайны украинского здравоохранения и Александр Богатырев

 

«Медицинский контроль» постоянно ведет работу по сбору информации о том, какие лекарства необходимы нашим войскам, и чего не хватает на линии фронта. Кстати, именно в рамках этой работы «Медицинский контроль» и сайт «Петр и Мазепа» отправили украинским бойцам, сражающимся за освобождение Украины от террористических группировок и иностранных интервентов, необходимые лекарства.

Одними из наиболее востребованных лекарственных средств для участников боевых действий являются препараты крови, т.е. лечебные средства, полученные из крови. Кроме обеспечения украинских солдат гемостатическими лекарственными средствами (препаратом «Целокс»), есть постоянная потребность в препаратах крови комплексного действия (альбумин), а также в иммунологически активных препаратах крови (иммуноглобулинах).

Во время подготовки помощи «Медицинскому контролю» выразили просьбу, чтобы препараты крови были только иностранного производства, поскольку качество отечественных - весьма сомнительное. Более того, выяснилось, что даже при огромном желании закупить отечественные препараты крови на станциях переливания крови невозможно. Дело в том, что, несмотря на наличие регистрационных свидетельств, полный цикл производства препаратов крови «доживает свое» лишь на нескольких больших станциях переливания крови, которые оказались в самом эпицентре войны (Луганск, Донецк, АР Крым).

Это предыстория того, как развал отечественной службы крови – стратегической и важнейшей составной части системы отечественного здравоохранения в условиях мирного время и, особенно, при чрезвычайных ситуациях – оказался в фокусе нашего внимания. А теперь, собственно, история. Многолетняя история с участием лиц, особо приближенных к тогдашнему министру здравоохранения и сохранивших свое влияние даже во времена Олега Мусия.

Служба крови – это важнейший сегмент системы здравоохранения любого государства. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отдельно сформулированы требования и параметры относительно показателя обеспечения компонентами крови системы здравоохранения, чтобы признавать за такими государствами способность обеспечивать себя компонентами крови. Для стран с высокой численностью населения, таких, как Украина (более 45 млн. чел.), априори действует требование достижения уровня самообеспечения компонентами крови и «независимости от чужой крови» (которых Украина достигнет очень нескоро). Этот принцип нигде в мире не требует доводов и не подвергается сомнению.

Более того, деятельность службы крови Украины постоянно находится под особым вниманием правоохранительных органов и силовых структур, в особенности СБУ, что еще раз подтверждает стратегическое значении этого сегмента отечественной системы здравоохранения. Любые инициативы, изменения или нововведения проходят тщательный мониторинг на предмет получения информации стратегического значения или возможности целенаправленного создания угроз государству в сфере безопасности крови и обеспечения населения Украины препаратами и компонентами крови.

Но развал службы крови Украины, который на сегодня свершившийся фактом, – это не чей-то целенаправленный злой умысел, а скорее наоборот. Ведь странно, чтобы люди, которые зарабатывают большие деньги за счет деятельности службы крови (врачи, госслужащие, бизнесмены, кадровые доноры) жаждали ее развала (а ведь развалить могли только они).

Служба крови Украины разваливалась «нецеленаправленным», можно сказать  «стихийным» способом, когда системный непрофессионализм, лоббизм и четкие точечные расчеты, интересы отдельных чиновников и фармбизнеса, показатели сверхприбыли и «бюджетный голод» переплелись в едином порыве – выдавить» из отечественной службы крови все, извините за каламбур, до последней капли крови.

Основные факторы, которые оказали ключевое влияние на развал службы крови Украины:

- ГОСУДАРСТВО (МОЗ Украины): низкий уровень стратегического и оперативного управления; неадекватное бюджетирование, подстегивающее нецелевое использование бюджетных средств; отсутствие прозрачных механизмов государственно-частного партнерства.

- ТЕХНОЛОГИИ: развитие регуляторных технологий и требований к качеству сырья (компонентов крови) и препаратов крови в фармотрасли; несоответствие условий работы центров крови общепризнанным требованиям работы с кровью и ее компонентами.

- ФАРМБИЗНЕС: давление отечественных и иностранных компаний; разработка и продвижение отечественных препаратов крови.

- КОРРУПЦИЯ: наличие коррупционных схем; монополизация рынка и диктат уровня цен (лабораторные исследования); лоббирование интересов отдельных производителей.

В общих чертах деятельность центров крови Украины «циркулирует» в следующем круговороте:

«Заготавливаем не так, как надо», соответственно «заготавливаем не то, что надо», соответственно «некуда деть половину того, что заготовили (а другую половину продали по «дешевке» отечественным фармпроизводителям), поэтому ее утилизировали», но при этом «чем больше заготовили того, чего не надо (статистическое количество крово/плазмодач), тем больше МОЗ Украины выделяет бюджетных денег».

Часть 1. МОЗ УКРАИНЫ и КОРРУПЦИЯ

Государственное управления службой крови Украины осуществляется сектором крови МОЗ Украины, который официально состоит из двух чиновников «уровня бога» - В.Ярошевского и В.Демского. Именно представители этого сектора вместе с внештатным главным специалистом отвечают за реализацию государственной политики в сфере развития донорства крови и ее компонентов в Украине. Результаты их деятельности вполне сопоставимы с результатами работы сектора мобилизационной подготовки МОЗ Украины, о которых ничего не известно даже во время идущей войны. Программа и стратегия развития донорства в Украине и системы функционирования центров переливания крови отсутствует.

Единственное, что реально связывает центры переливания крови с Минздравом, а точнее, с сектором крови МОЗ Украины – это тендерные закупки. Именно чиновники сектора крови МОЗ Украины уже который год готовят бюджетные запросы по финансированию и распределению денежных квот на централизованные закупки в разрезе регионов, а также ежегодно входят в состав рабочих групп Минздрава по закупке донорских расходных материалов для станций переливания крови (67,12 млн. грн.), препаратов крови для взрослых больных гемофилией (58 млн. грн.) и медикаментов для лечения онкогематологических заболеваний у взрослых (около 110 млн. грн.).

«Для тех, кто в танке» – мы объясним на пальцах. Работу службы крови МОЗ Украины характеризует правило: тендер выигрывает не тот, кто дает «откат» во время торгов, а тот, под кого выделяют деньги в бюджетном запросе и бюджетных расчетах.

«Медицинский контроль» уже отмечал, что государственные деньги, направленные на развитие донорства и компонентов крови, - это «вотчина» и рынок для заработка компаний Александра Богатырева, чаще всего – ТОВ «Биомединвест». Еще до 2010 года Минздрав в рамках обеспечения безопасности донорской крови закупал тест-системы ИФА (иммуноферментный метод тестирования на гепатиты и сифилис). Кстати, на украинском рынке есть несколько конкурирующих между собой производителей тест-систем ИФА. Но, благодаря активной поддержке главного трансфузиолога МОЗ Василия Новака, в 2011 году Минздравом на суму почти 16 млн. грн. были закуплены 10 автоматизированных анализаторов ARCHITECT i2000 (далее – анализатор «Архитект») для осуществления исследований методом иммунохемолюминесцентного анализа (производства американской корпорации Abbott Laboratories) у компании Александра Богатырева. Еще два анализатора были установлены в региональных больницах способом лизинга. И в том же году для 12 регионов Минздравом под руководством министра Александра Анищенко были закуплены расходные материалы на сумму более 30 млн. грн. для этих анализаторов. Ясное дело, что расходники купили у этой же компании-монополиста. Это позволило обеспечить наличие стабильного ежегодного спроса на расходные материалы для компании «Биомединвест» порядка 25 млн. грн. А для государственного бюджета это вылилось в необходимость дополнительного финансирования службы крови, ведь попутно неожиданно случилось увеличение стоимости одного исследования донорской крови с 15 до 85 гривен (в 2014 году – до 118,94 грн. за исследование).

Если же сравнивать стоимость расходных материалов к анализаторам «Архитект», то они примерно в три раза дороже расходки, применяемой в анализаторах открытого типа Rotor-Gene. А в сравнении с ценами в России, стоимость расходных материалов к системам «Арихеткт» в Украине в 1,5-2 раза дороже.

Парадоксально, но Минздрав времен Олега Мусия в лице Сектора крови МОЗ Украины усиленно и сознательно продолжает работать по старой схеме обеспечения финансированием «12 друзей Александра Богатырева» в интересах компании ТОВ «Биомединвест», и одновременно в ущерб системы донорства в Украине. Известно, что дьявол кроется в деталях. Попробуем выявить ту лазейку, через которую коррупционная «дьявольщина» продолжает проникать в систему закупок Минздрава: обратимся собственно к бюджетным расчетам найду тебя.

Формально бюджетные расчеты и распределение квот осуществляются исходя из статистического количества донаций (крово/плазмодач) в разрезе регионов – единственного показателя, который отображается при бюджетных расчетах Минздрава. Чем больше донаций по статистике, тем больше получаешь денег. На первый взгляд, мы имеем однозначный и прозрачный расчет, который выражается арифметическими операциями на уровне учебника по математике 6-го класса. Расчет квот от количества донаций на практике приводит к погоне станций переливания крови за количеством «донаций», забывая о их качестве, и, соответственно, к высоким показателям утилизации заготовленных компонентов крови, т.е. нецелевого использования бюджетных денег. Тем не менее, такой подход особо эффективен при проверках правоохранительными органами, поскольку является максимально примитивным и легко доказуемым в пределах одного бюджетного года.

Но если взять и сравнить расчеты квот, осуществленные согласно одному декларируемому принципу (исходя из количества донаций) за два бюджетных года, то получаем несколько иные доказательства.

 

Регион

Распределение квот на 2013 год, тыс. грн

Распределение квот на 2014 год, тыс. грн

Разница финансирования, 2013-2014, тыс.грн

Наличие анализатора "Архитект"

АР Крым

6 589,9

5 349,5

-1 240,4

Архитект

Винницкая

1 561,1

2 765,7

+1 204,6

-

Волынская

1 337,2

2 369,0

+1 031,8

-

Днепропетровская

6 860,2

5 569,0

-1 291,2

Архитект

Донецкая

8 708,4

7 069,3

-1 639,1

Архитект

Житомирская

2 156,2

1 750,3

-405,9

Архитект

Закарпатская

766,8

1 358,5

+591,7

-

Запорожская

4 247,2

3 447,8

-799,4

Архитект

Ив-Франковская

847,6

1 501,6

+654,0

-

Киевская

2 687,5

2 181,7

-505,8

Архитект

Кировоградская

559,7

991,5

+431,8

-

Луганская

7 003,5

5 685,3

-1 318,2

Архитект

Львовская

2 462,1

1 998,7

-463,4

Архитект

Николаевская

1 092,6

1 935,7

+843,1

-

Одесская

2 375,2

1 928,1

-447,1

Архитект

Полтавская

1 114,8

1 974,9

+860,1

-

Ровенская

860,7

1 524,7

+664,0

-

Сумская

551,6

977,2

+425,6

-

Тернопольская

757,0

1 341,2

+584,2

-

Харьковская

3 268,0

2 652,9

-615,1

Архитект

Херсонская

564,4

999,9

+435,5

-

Хмельницкая

3 745,0

3 040,1

-704,9

Архитект

Черкасская

860,3

1 524,1

+663,8

-

Черновицкая

641,6

1 136,6

+495,0

-

Черниговская

894,1

1 584,0

+689,9

-

г. Киев

2 247,6

1 824,6

-423,0

Архитект

г. Севастополь

360,7

639,0

+278,3

-

 

Указанные квоты подтверждаются приказами МОЗ о распределении изделий медицинского назначения для донорства в разрезе регионов Украины, закупленных за бюджетные деньги (Приказы МОЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Во-первых, в 2013-2014 г.г. при неизменном принципе распределения бюджетных денег между регионами Украины (от количества донаций) существенно изменились квоты абсолютно всех регионов (от -19% до +77% по сравнению с 2013 г.).

Во-вторых, показатели количества донаций в 2013-2014 г.г. никак не отображают изменение размеров квот регионов.

Например:

- в Винницкой области количество донаций уменьшилось на 34,1 % (в расчетах на 2013 г. – 35 926 донаций, на 2014 г. – 23 643 донаций), а финансирование увеличилось на 1 204,6 тыс. грн (или на 77 % от показателей 2013 года);

- в Житомирской области количество донаций осталось на прежнем уровне (в расчетах на 2013 г. – 22 737 донаций, на 2014 г. – 22 272 донаций), а финансирование уменьшилось на 405,9 тыс. грн (или на 19 % от показателей 2013 года).

В-третьих, очевидным является факт, что в 2013 году повышенное финансирование получали именно те 12 регионов, которые имели на станциях переливания крови анализаторы «Архитект». Соответственно и уменьшены на 2014 год были квоты именно этих регионов.

Но не стоит спешить делать далеко идущие выводы на этот счет, так как уменьшение квот регионов, которые имеют анализаторы «Архитект», еще не означает существенного уменьшения заказов этих дорогостоящих тестов. Это всего лишь тактический ход, маленькая перестраховка госслужащих Минздрава в связи с отсутствием прикрытия и прямой политической поддержки, которая была во времена Раисы Богатыревой.

Главный вывод: Минздрав осуществляет дополнительные «внутренние ведомственные расчеты», которые и являются ключевыми при дерибане государственного бюджета. Расчеты эти не зависят «напрямую» от количества донаций и не отображаются в сведенном годовом плане бюджетирования регионов Украины по централизованным закупкам (тендерам).

Официально Минздрав выделяет каждому региону определенную сумму денег (согласно количеству донаций) для заказа любых необходимых медицинских изделий для донорства, согласно утвержденной номенклатуре (тест-системы, контейнеры для крови, комплекты для плазма/тромбоцитофареза и т.д.).

Ключевые требования использования регионами выделенных бюджетных средств, которые, кстати, отображаются в бюджетном запросе в Минфин о выделении финансирования на бюджетный год, следующие:

– каждая донация донорской крови/плазмы прежде всего должна обеспечиваться исследованием на наличие инфекций, передающихся через кровь (тест-системы ИФА или исследование на анализаторе «Архитект»);

- каждая плазмодача должна быть обеспечена расходными материалами для автоматического плазмафереза;

- каждая кроводача должна быть обеспечена пластикатной тарой. Но за официальной свободой выбора регионами необходимых им медицинских изделий скрывается принцип «разделяй и властвуй».

Официальная квота каждого региона, которая выделена в государственном бюджете, «волевым решением» сотрудников сектора крови Минздрава делится на 2 части, которые закрепляются как отдельные строчки бюджетного финансирования.

Первая часть денег идет на обследования донорской крови и ее компонентов иммунохемилюминесцентным методом (анализаторы «Архитект»). Вторая часть денег идет на все остальное – закупка тест-систем ИФА, контейнеров, комплектов для плазмафереза, тромбоцитофереза, вирусинактивации и т.д.

На выделенные деньги на закупку расходных материалов для анализаторов «Архитект» регионы должны заказывать только их, и ничего другого. Таким образом, в кабинетах Минздрава в ручном режиме формируется объем закупки для компаний Александра Богатырева. Поскольку «Архитекты» - это анализаторы закрытого типа, что подразумевает невозможность использования расходных материалов других производителей, то это позволяет «дистрибьютору» диктовать свою цену и еще до официального завершения торгов «считать денежку».

В 2014 году предусмотрена закупка таких тест-систем на 19 723 тыс. грн. При этом в объемах закупки не учтен заказ АР Крым (третий по количеству донаций регион Украины, после Донецка и Луганска), который в 2013 году составлял 2 489 тыс. грн., т.е. сумма должна была быть еще большей.

Результаты действия такой схемы прямо противоположны декларируемым принципам и целям обеспечения регионов медицинскими изделиями для донорства крови.

Учитывая стоимость 1 исследования на анализаторе «Архитект», невозможно обеспечить 100% потребности в исследованиях донорской крови/плазмы на наличие инфекций, передающихся через кровь, на основании которой осуществляется распределение бюджетных денег. Непонятно, как регион может протестировать 40 000 донаций (это не учитывая, что плазму (около 16% донаций) необходимо тестировать 2 раза), при этом заказывая тесты для 20 000 исследований?

Более того, «произвольное» закрепление Минздравом объема бюджетного финансирования за отдельной позицией (анализаторы «Архитект») не позволяет регионам оптимально использовать бюджетные деньги. Обязательная закупка определенного Минздравом объема тест-систем для анализатора «Архитект» ежегодно «вымывает»  20 – 28 млн. грн. (около 33 % от финансирования мероприятий по донорству). Такой исповедуемый Минздравом подход называется «административное стимулирование максимального числа донаций и их скрининга самым дорогостоящим методом в угоду интересам отдельных производителей».

При рациональном подходе, который ориентирован на комплексное обеспечение населения необходимыми компонентами крови, без ущерба для показателей скрининга донорской крови, возможно высвобождение порядка 15-21 млн. грн. из денег, которые направленны на закупку тест-систем «Архитект».

Эти деньги могли быть перенаправлены на не менее важные направления донорства, в особенности на дорогостоящую заготовку доз концентратов тромбоцитов для больных онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. К слову, уже сегодня централизованные закупки по детской онкогематологии и онкологии включают в себя закупку медицинских изделий для обеспечения детей необходимыми дорогостоящими компонентами крови, которые по бюджету сопоставимы с заказами центров переливания крови по донорству. Такое стремление детских гематологов достичь уровня самообеспеченности по заготовке компонентов крови означает, что служба крови не обеспечивает медицинские учреждения необходимыми продуктами и в своей деятельности преследует фиктивные цели. Не стоит забывать, что количество взрослых, больных онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, более чем в 100 раз превышает показатели заболеваемости у детей. Разница в потребностях тоже соответствующая.

Но давайте вернемся к расчетам.

Всем понятно, что закрепление отдельного финансирования по закупке тест-систем для анализаторов «Архитект» обязательно должно сопровождаться хоть какими-то документальными расчетами.

Этот расчет возможно осуществить только соблюдая одно из двух равнозначных условий:

1. В расчетах используется расчетная стоимость 1 исследования на анализаторе «Архитект» (количество денег, выделенных Минздравом на закупку тест-систем для анализатора «Архитект» поделенное на количество донаций), которая ниже его реальной стоимости. Потом расчетную стоимость одного исследования на анализаторе «Архитект» перемножают на количество донаций по данным регионам и получают квоту региона на закупку расходных материалов для анализатора «Архитект». В документах создается видимость 100%-ного обеспечения регионов при уменьшенной цене 1 исследования. Использование этого подхода для госслужащих чревато тем, что любой проверяющий орган может выяснить, что при бюджетных документах использовалась расчетная стоимость 1 исследования, а не реальная. Это уже весомое основание открывать уголовные дела.

2. В расчётах используется реальная цена 1 исследования на анализаторе «Архитект», но при этом указывается, что 100%-ное обеспечение не достигается. Госслужащие сектора крови МОЗ Украины самостоятельно устанавливают «коэффициент обеспечения», который они планируют покрыть в текущем году за сумму, которую желают направить на закупку тестов для анализаторов «Архитект». Именно такой принцип расчета объема финансирования на закупку тест-систем для анализаторов «Архитект» используется Минздравом.

Причем, о возможности альтернативного использования более дешевых ИФА-тестов вместо анализаторов «Архитект» с целью обеспечения максимального охвата исследованиями на инфекции целенаправленно умалчивается. Минздрав негласно продвигает подход, что регионы с анализаторами «Архитект» могут проводить только исследования иммунохемилюминисцентым методом, а использовать тест-системы ИФА никак не могут.

В результате таких манипуляций сектора крови МОЗ Украины, если учитывать рост стоимости исследований в 2014 году на 40% (напомним, тесты для анализаторов «Архитект» - это монопольная позиция), показатель обеспеченности донаций исследованиями на инфекции в среднем по Украине будет составлять всего 57% от потребности.

 

Тип теста

Объем заявки, грн.

Объем заявки, %

Количество исследований, ед.

Обеспеченность донаций исследованиями, %

Исследования для анализаторов "Архитект"

19 839 183,75

85%

166 801

22%

Тест-системы ИФА

3 605 287,21

15%

259 562

35%

Всего

23 444 470,96

100%

426 363

57%

         

Ежегодное количество донаций, которое учтено при выделении финансирования, ед.

742 055

 

 

На обеспечение 22% исследований от общей потребности на анализаторах «Архитект» потрачено 19,83 млн. грн. (или 85% от бюджетных средств, потраченных на закупку тестов). В то же время, на обеспечение 35% исследований от потребности с помощью тест-систем ИФА потрачено 3,6 млн. грн. (или 15% бюджетных средств, потраченных на закупку тестов) (детальные показатели обеспеченности в разрезе регионов Украины – ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Как говорится, ощутите разницу.

Возникает закономерный вопрос: «А с помощью чего собираются тестировать необеспеченные 43% донаций (или 315 700 донаций) в 2014 году?» Или донации в Минздраве считают только для того, чтобы поделить денежку?

Можно возразить: мол, существует разница между использованием иммуноферментного метода (тест-системы ИФА) и иммунохемилюминисцентым методом (анализаторы «Архитект») при скрининге донорской крови и ее компонентов. Давайте использовать более прогрессивные технологии для развития нашей службы крови и т.д.

На самом деле, существенная разница между диагностическими параметрами использования тест-систем ИФА и анализаторов «Архитект» отсутствует. Оба типа исследований имеют релевантные показатели чувствительности (ИФА – 99,99%; «Архитект» - 100,00%), а также оба эти иммунохимических метода диагностики, поскольку ориентированы на выявления антител в крови только в пределах значительного регистрируемого их количества, не могут решить ключевую проблему инфекционной безопасности – проблему «серологического окна». Именно поэтому, несмотря на массовое внедрение анализаторов «Архитект» на станциях переливания крови, принцип карантинизации донорской плазмы, введенный еще 2005 году, беспрекословно продолжает практиковаться с целью обеспечения инфекционного контроля по всей Украине. Единственное, чем в корне отличается использование анализаторов «Архитект» от тест-систем ИФА, что отмечается самим производителем, это – автоматизация диагностического процесса и, соответственно, максимальные показатели производительности.

Анализаторы «Architect i2000» показатель производительности в 200 тестов / час. Именно по этой причине, даже в такой богатой стране как США, они используются не во всех штатах, а только в самых крупных центрах по количеству донаций. Это аппарат для «промышленного производства», а не для рутинной работы.

А теперь представьте, в 2014 году Минздрав планирует закупить на 19,39 млн. грн. такой объем тестов, которые при нормальном рабочем графике (8 часов/день) и стандартной рабочей загрузке (200 тестов/час) хватает только для одного (!) анализатора «Архитект» на 105 рабочих дней. Напомним, что МОЗ заказывал весь этот объем тестов для 11 аппаратов (регионы Украины, без АР Крым) и для 2 аппаратов в медицинских учреждениях МОЗ (происхождение которых неизвестно), т.е. для 13 аппаратов. Еще напомним, что в году – 365 дней. Впрочем, смотрите сами:

 

Регионы Украины

Объем заявки регионами анализов для "Архитекта", грн

Количество исследований на "Архитект", ед.

Загрузка аппаратов "Архитект", дней (200 тестов/ час; 8 часов / день)

стоимость 1 исследования

 

118,94

 
Днепропетровская

2 178 513,35

18 316

11 дней

Донецкая

3 710 859,25

31 199

19 дней

Житомирская

681 531,10

5 730

4 дня

Запорожская

1 939 020,50

16 303

10 дней

Киевская

1 366 521,20

11 489

7 дней

Луганская

2 604 574,55

21 898

14 дней

Львовская

1 816 710,90

15 274

10 дней

Одесская

554 229,15

4 660

3 дня

Харьковская

1 554 131,85

13 067

8 дней

Хмельницкая

1 058 284,15

8 898

6 дней

г. Киев

1 512 897,70

12 720

8 дней

Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии

495 347,40

4 165

3 дня

Институт сердца МОЗ Украины

366 562,65

3 082

2 дня

ВСЕГО

19 839 183,75

166 801

105

 

Относительно использования прогрессивных технологий инфекционной безопасности отметим, что единственным методом, с помощью которого в период «серологического окна» с большой долей вероятности возможно выявить ВИЧ – это метод полимеразной цепной реакции (ПЦР-диагностика). Кстати, в 2012 году компания «Roche Diagnostics» направляла в МОЗ Украины на согласование Меморандум о сотрудничестве. В намерениях о сотрудничестве было выражено предложение бесплатной установки (!) и обслуживания на станциях переливания крови 7 анализаторов ПЦР модели «Cobas». Не купить за государственный бюджет, как было с 10 анализаторами «Архитект», а поставить бесплатно. Но в этом случае о качестве скриниговых исследований в МОЗ не упоминали, как и о самом Меморандуме о сотрудничестве, который где-то «потерялся» в коридорах Минздрава времен Раисы Богатыревой.

Об условности распределения финансирования дополнительно свидетельствуют показатели финансирования медицинских учреждений МОЗ Украины – Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии и Института сердца МОЗ Украины.

В 2014 году начальник отдела мониторинга и сопровождения государственных целевых программ А. Дерибон очень-очень хотела выделить немножко денег по донорству своим близким знакомым из «Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии». Думали-гадали сколько дать: «500 тысяч» или «миллион»? В итоге «нарешали» профинансировать этот Центр на 2 000 000 грн., а с количеством донаций и адекватностью бюджетного расчета решили не заморачиваться.

Несмотря на то, что регионы и лечебные учреждения МОЗ Украины заказывают абсолютно идентичные расходные материалы для донорства, стоимость 1 донации в бюджете для них заложена абсолютно разная:

 

№ п/п

Субъекты финансирования

Стоимость 1 донации, грн

1

Регионы Украины

78,91

2

Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии

533,20

3

Институт сердца МОЗ Украины

444,44

 

И никто вам не объяснит почему стоимости донаций так отличаются, откуда взялись такие показатели, кроме как по принципу «решили выделить 2 миллиона гривен».Во-вторых, когда Минздрав обосновывал увеличение объема финансирования по донорству на 2014 год, то для медицинских учреждений указывал потребности, которые никаким образом не соотносятся с тем, что получили в итоге:

 

№ п/п

Субъекты финансирования

Просили на 2014 год, грн.

Получили и распределили на 2014 год, грн.

1

Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии

3 345 415,30

2 000 000,00

2

НДСБ «Охматдет»

1 023 722,14

0,00

3

Институт сердца МОЗ Украины

212 763,16

800 000,00

Всего

4 581 900,60

2 800 000,00

 

Вы видите пропорциональное распределение денег между лечебными учреждениями? И мы не видим. Видим только, что «решили выделить 2 миллиона гривен».

В результате, объемы заказа исследований для анализаторов «Архитект» лечебными учреждениями МОЗ Украины превышают количество донаций (как в ценах 2013 года, так и в ценах 2014 года), т.е. имеем факт необоснованного заказа расходных материалов сверх потребности:

 

Субъекты финансирования

Коли-чество донаций, ед/год

Количество исследо-ваний на "Архитект" (при сборе заявок), ед.

Общая обеспе-ченность скринига крови (при сборе заявок), %

Количество исследо-ваний на "Архитект" (учитывая повышения цен в 2014), ед.

Общая обеспе-ченность скринига крови (учитывая повышения цен в 2014), %

стоимость 1 исследования, грн

 

85,6 грн

 

118,94 грн

 
Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии

3 751

5 787

154%

4 165

111%

Институт сердца МОЗ Украины

1 800

4 282

238%

3 082

171%

 

Но этого опять никто не заметил. Вы спросите, а как же Минздрав «закрывает» все эти проблемы перед лицом проверяющих органов? А очень просто. Приблизительно это выглядит так:

Вопрос: «Почему вы не обеспечиваете 100 % потребность в исследованиях на наличие инфекций у доноров?»

Ответ: «А нас финансируют только на 47 % от потребности, поэтому и не обеспечиваем. Вот посмотрите, мы же просили финансирование на 130,0 млн. грн. на расходные материалы и тест-системы, а еще выделить 13,0 млн. грн. на закупку нового оборудования (про себя – у Александра Богатырева) на 2014 год.

Нам дали только 67,12 млн. грн., из которых Минздрав за бюджетными проволочками «профукал» еще 6,00 млн. грн. от финансирования АР Крым и г. Севастополь. Вот и обеспечиваем то, что можем.

Конец разговора

Вопрос о целевом использовании бюджетных средств, как правило, закрывается ответом о недостаточном финансировании. Ясное дело, Минфин получает только расчеты потребности, работает с цифрами и не догадывается, что 100 % потребности рассчитаны по принципу полноценного скрининга крови только самым дорогим методом – на анализаторах «Архитект», не знает о их «заменяемости» более дешевыми исследованиями и т.д. Поскольку отсутствует государственная программа по донорству с четкими расчетами по финансированию, то на 2015 год можно предусмотреть и просить и все 300,00 млн. финансирования на тотальное внедрение ПЦР-диагностики. И никто ничего не скажет и не докажет.

Так коррупционный караван продолжает идти давно намеченной дорогой.

В 2014 году, в связи с увеличением стоимости скрининга донорской крови на инфекции, в МОЗ рассматривался вопрос относительно пересмотра принципов распределения денежных средств, в том числе – предложение по формированию процентного соотношения по использованию исследований на анализаторе «Архитект» и тест-систем ИФА (стоят более чем в 5 раз дешевле) с целью 100 % обеспечения исследованиями регионов, которые имеют эти анализаторы.

Позиция МОЗ была ожидаемо путаная: «если эти регионы часть своих денег потратят на закупку тест-систем ИФА, то они не смогут выполнить условия лизинга по «загрузке» анализаторов «Архитект», которые они брали на себя перед дистрибьютором». «Дистрибьютор» - это никто иной, как Александр Богатырев, талантом и вкладом в развитие донорства в Украине которого невозможно не восхищаться.

Деликатность, пиетет и внимание госслужащих МОЗ Украины времен Олега Мусия к вопросам выполнения «условий лизинга» анализаторов «Архитект» перед представителями «злочыннои влады» заслуживает особой похвалы. Никаких политических предрассудков у госслужащих, только «профессионализм». Кстати, есть основания утверждать, что в планах Александра Богатырева было поставить свои «Архитекты» во все 27 регионов Украины. При этом отметим одну деталь, что с МОЗ Украины не существует никаких меморандумов, соглашений и обязанностей по поводу обеспечения расходными материалами анализаторов «Архитект», Александр Богатырев работает напрямую со станциями переливаниями крови, а далее через сектор крови МОЗ Украины работа по обеспечению их расходными материалами доведена до автоматизма.

Подведем предварительные итоги:

- при распределении бюджетных квот по донорству царит тотальный произвол, который направлен для обеспечения прибыли отдельных компаний (преимущественно - Александра Богатырева);

- декларируемые в бюджетных расчетах целевые показатели по обеспечению регионов исследованиями для скрининга крови и расходными материалами реально не выполняются, в некоторых регионах «люфт» достигает 50%;

- принцип распределения квот по донациям играет формальную и второстепенную роль, служит для отвода глаз, и когда надо, о нем быстро забывают.

- с другой стороны, центры переливания крови устраивают тотальное перепроизводство донаций в надежде на следующий год получить увеличенное финансирование. Дополнительно отметим, что количество донаций в Украине еще влияет и на статус центра переливания крови, его штатное расписание и объемы финансирования за счет местного бюджета. При таком подходе любая «переливайка» (© Олег Мусий) может стать центром переливания крови, ибо главное условие работы - это не стандарты качества и соблюдение процедур, не качество заготовленной крови и ее компонентов, не заготовка различных компонентов крови в меру и по реальной потребности. Главное условие - делайте донации десятками тысяч, и вы получите и статус, и деньги.

Говорят, что во время выездной коллегии МОЗ Украины по вопросам донорства Раиса Богатырева тоже подводила итоги работы службы крови Украины. Министр в юмористическом формате поставила «двойку» за работу главному внештатному специалисту В.Новаку. Весь зал тогда взорвался в едином искреннем ироническом порыве, но на самом деле сердце ни у кого не «екнуло», даже у В.Новака. Все знали, что именно Богатырева оказывала политическую поддержку В.Новаку и его компаньонам из сектора крови МОЗ Украины, которых, возможно, в ближайшем будущем видела у истоков нового самостоятельного органа исполнительной власти в сфере здравоохранения Украины, который госпожа министр планировала создать, – Центра службы крови МОЗ Украины (им. А.Богатырева).

В то же время, аппетиты тендерных «фармворотил», вроде господина Богатырева, увеличиваются с каждым днем.

Еще 06.08.2014 стоимость одного исследования для анализатора «Архитект» для Минздрава составляла 116,31 грн. (или на 37,81 % выше, чем в 2013 году), а уже 17.09.2014 стоимость этого самого исследования составляет 138,77 грн. (или на 64,42 % выше, чем в 2013 году).

При этом предложения на тендер по закупке расходных материалов для анализаторов «Архитект» постоянно подаются только одним участником – ТОВ «Биомединвест», что «как бы намекает» Минздраву о необходимости проведения закупки у одного участника, т.е. использования «переговорной процедуры закупки».

В связи с этим редакция «Медицинского контроля» с особым нетерпением ждет следующего сообщения на сайте «Наши Гроши»: «Мусий на 20 млн. грн. закупил по неконкурентной процедуре тест-систем по донорству у компании Александра Богатырева по ценам, которые на 64,42 % выше, чем в 2013 году».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Регионы Украины

Количество донаций, ед/год

Объем заявки регионами исследований для "Архитекта", грн

Количество исследований на "Архитект", ед.

Обеспеченость донаций исследованиями "Архитект", %

 

Объем заявки регионами тест-систем ИФА, грн

Количество исследований тест-системами ИФА, ед.

Обеспеченость донаций тест-систем ИФА, %

 

Общая обеспечен-ность скринига крови, %

 

Загрузка аппаратов "Архитект", дней (200 тестов/ час; 8 часов / день)

стоимость 1 исследования,грн

   

118,94

   

13,89

           
Винницкая

23 643

-

-

-

 

231 379,20

16 658

70%

 

70%

 

-

Волынская

28 923

-

-

-

 

213 210,00

15 350

53%

 

53%

 

-

Днепропетровская

69 211

2 178 513,35

18 316

26%

 

74 739,31

5 381

8%

 

34%

 

11

Донецкая

86 555

3 710 859,25

31 199

36%

 

337 798,80

24 320

28%

 

64%

 

19

Житомирская

22 272

681 531,10

5 730

26%

 

80 606,40

5 803

26%

 

52%

 

4

Закарпатская

16 342

-

-

-

 

113 655,36

8 183

50%

 

50%

 

-

Запорожская

46 380

1 939 020,50

16 303

35%

 

88 251,98

6 354

14%

 

49%

 

10

Ив-Франковская

21 114

-

-

-

 

185 400,00

13 348

63%

 

63%

 

-

Киевская

25 158

1 366 521,20

11 489

46%

 

75 643,20

5 446

22%

 

67%

 

7

Кировоградская

13 328

-

-

-

 

139 050,00

10 011

75%

 

75%

 

-

Луганская

74 565

2 604 574,55

21 898

29%

 

252 076,68

18 148

24%

 

54%

 

14

Львовская

27 173

1 816 710,90

15 274

56%

 

-

0

-

 

56%

 

10

Николаевская

25 525

-

-

-

 

278 100,00

20 022

78%

 

78%

 

-

Одесская

25 656

554 229,15

4 660

18%

 

190 340,00

13 703

53%

 

72%

 

3

Полтавская

23 396

-

-

-

 

107 478,00

7 738

33%

 

33%

 

-

Ровенская

17 566

-

-

-

 

192 721,92

13 875

79%

 

79%

 

-

Сумская

10 636

-

-

-

 

74 160,00

5 339

50%

 

50%

 

-

Тернопольская

17 146

-

-

-

 

127 421,96

9 174

54%

 

54%

 

-

Харьковская

32 589

1 554 131,85

13 067

40%

 

-

0

-

 

40%

 

8

Херсонская

13 073

-

-

-

 

134 496,00

9 683

74%

 

74%

 

-

Хмельницкая

39 111

1 058 284,15

8 898

23%

 

244 836,00

17 627

45%

 

68%

 

6

Черкасская

19 364

-

-

-

 

185 822,40

13 378

69%

 

69%

 

-

Черновицкая

14 248

-

-

-

 

55 620,00

4 004

28%

 

28%

 

-

Черниговская

19 075

-

-

-

 

222 480,00

16 017

84%

 

84%

 

-

г. Киев

24 455

1 512 897,70

12 720

52%

 

-

0

-

 

52%

 

8

Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии

3 751

495 347,40

4 165

111%

 

-

0

-

 

111%

 

3

Институт сердца МОЗ Украины

1 800

366 562,65

3 082

171%

 

-

0

-

 

171%

 

2

ВСЕГО

742 055

19 839 183,75

166 801

22%

 

3 605 287,21

259 562

35%

 

57%

 

105

 

 

Регионы