Медицинский контроль
Switch Language

Мы в социальных сетях:

Минздрав Украины: не могут даже украсть. Как чиновники здравоохранения срывают закупки лекарств

""

Общественники и журналисты обвиняют Минздрав в том, что его коррумпированные чиновники специально затягивают или срывают закупки, дабы получить откаты при «авральных» закупках в конце года. Эти обвинения стали притчей во языцех, но горькая правда гораздо страшнее: компетентность чиновников МОЗ упала до такого уровня, что даже примитивные тендерные махинации стали невозможными. Как и закупки вообще.

Как именно происходит срыв закупок Минздрава, о котором столько говорят пациентские организации, почему торги не могут провести в срок? Секрет МОЗ прост: некомпетентность, граничащая с идиотизмом. В прошлой статье мы рассказали, как чиновники МОЗ собрались закупать лекарства, указав получателем учреждение, находящееся на территории «ДНР» (прямо в Донецке). По мере анализа документации конкурсных торгов этого года всплывают еще худшие «подснежники», и об одном из них мы расскажем сегодня.

Речь идет о закупке рентгенконтрастного вещества в рамках программы по централизованной закупке медикаментов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Драма, связанная с этой закупкой, состоит из двух актов: «Махинации» и «Слабоумие».

Акт первый: махинации

В проведенном экспертами «Медицинского контроля» анализе номенклатуры мы указали на искусственную монополизацию позиции «Рентгенконтрасна йодовмісна речовина, амп., флак., шприц, 370 мг йоду/мл, 500 мл». В 2015 году этот препарат впервые появился в номенклатуре закупок. Таким образом, Минздрав вывел препарат из конкурентного сегмента в монопольный, обеспечив закупку у конкретного и заранее определенного производителя. Единственным производителем такой дозировки является «Байер Шеринг Фарма», Германия, торговое название препарата – «УЛЬТРАВИСТ 370». Таким образом, несмотря на присутствие в номенклатуре рентгенконтрастного вещества с высоким уровнем конкуренции (8 производителей на рынке) с дозировкой 350-370 мг йода/мл во флаконе 50 мл, Минздраву удалось обеспечить гарантированные продажи препарата «УЛЬТРАВИСТ» с активностью действующего вещества в 500 мл. Почему ведомство выбрало путь монополизации закупки, а не ценовой конкуренции и экономии бюджетных средств, должна знать компания «Людмила-Фарм», которая является представителем на тендерах производителя Байер в Украине.

В докладе «Анализ номенклатуры закупок Минздрава в 2015 году» мы предположили, что участники рынка не согласятся с такой монополизацией, и будут отстаивать свои права в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ). Так и получилось. Компания «Фармак», которая, как и многие другие, выпускает рентгеноконтраст с дозировкой 370 мг йода во флаконе 50 мл, 17 сентября подала жалобу (Приложение 1). В своей жалобе «Фармак» опротестовывал 1 лот закупки – «Рентгенконтрасна йодовмісна речовина, амп., флак., шприц, 370 мг йоду/мл, 500 мл», аргументируя, что единственным производителем, который может предложить продукт с такой дозировкой, является «Байер Шеринг Фарма», Германия. На следующий день, 18 сентября, решением АМКУ торги были приостановлены, а рассмотрение жалобы было назначено на 6 ноября (за день до планируемого раскрытия).

Результат был предсказуем: 6 ноября АМКУ подтвердило наличие требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников, и обязало министерство здравоохранения внести изменения в Документацию конкурсных торгов (Приложение 2). Минздрав был вынужден превратить позицию из монопольной в конкурентную – но не сумел.

Акт второй: слабоумие

В конце прошлой недели Минздрав Украины переобъявил торги и вывесил измененную документацию, в которой таки убрал монопольное требование к препарату с дозировкой в 500 мл. Сейчас требование к предмету закупки выглядит так: «Рентгенконтрасна йодовмісна речовина, амп., фл., шпр., 370 мг йоду/мл», т.е. ценовые предложения участников должны поступать по стоимости за 1 мл действующего вещества.

Казалось бы, Минздрав расширил возможности для участия компаний, которые могут предлагать Минздраву препарат с разной активностью действующего вещества препарата: и 50, и 100, и 500 мл. Но стоит вглядеться в документацию получше, как глаза буквально лезут на лоб. И вот почему.

МОЗ, внеся изменения в документацию торгов, вообще не указал дозировку препарата, но при этом количество единиц осталось неизменным: 1971 единиц. Соответственно, и прогнозная цена за этот лот осталась неизменной (это косвенно видно из одинаковой суммы тендерного обеспечения в 239,1 тыс. грн по документации прежнего и теперешнего вида: это обеспечение обычно, как и в других лотах этого торга, составляет 3% от прогнозной стоимости закупки).

С одной стороны, монопольная дозировка в 500 мл исключена, чтобы угодить решению АМКУ. С другой стороны, количество закупки единиц препарата сохранилось, чтобы помочь «старым добрым товарищам» помочь продать препарат с дозировкой 500 мл. Выходит, что чиновники Министерства явно попытались обойти решение АМКУ и опять закупить монопольную дозировку в 500 мл. Но это сделано таким непостижимо идиотским образом, что МОЗ по этим документам ничего не купит ни у владелицы компании «Людмила-Фарм», госпожи Мироновой, ни у кого вообще. Почему?

Потому что теперь окончательно непонятно, что именно МОЗ может закупить в количестве 1971 единиц – или фл. 50 мл, или фл. 100 мл, или фл. 500 мл, или 1971 мл рентгеноконтрастного вещества.

То есть, любая компания придёт на тендер и сможет предложить МОЗ 1971 единицу чего угодно. Например, 1971 мл. Или 40 флаконов по 50 мл, или 20 флаконов по 100 мл, или 4 флакона по 500 мл, или просто 1971 мл препарата. Все они соответствуют документации и могут выиграть торги. Справедливой наградой за четыре бутылочки рентгеноконтраста, которых хватит примерно на день работы рентген-аппарата, станут 8 миллионов гривен.

Очевидно, Минздрав примитивно ошибся, не изменив количество закупаемого препарата. Надо было умножить предполагаемое количество флаконов 1971 единиц на «500», и тогда получилось бы необходимое количество единиц вещества (985 500 мл, как подсказывает нам сложный аппарат калькулятор). Но МОЗ перехитрил всех, и себя в том числе. Поэтому, министерство купит в 500 раз меньше от фактической потребности в препарате. Правильнее сказать, Минздрав закупит 2000 мл, поскольку другого объема вещества невозможно купить исходя из имеющихся в обращении дозировок данного препарата.

Из таких очень смешных ошибок и ошибочек складывается «великолепный» результат: пациенты, сидящие без лекарств. Уже ноябрь, и скорее всего данный препарат не будет закуплен: участники  рынка опят обжалуют эту процедуру в АМКУ или в судах. И это еще не худший расклад, потому что в противном случае МОЗ купит только 0,2% (таково соотношение между 1971 мл и 985 500 мл)  необходимого рентгеноконтраста.

Остается лишь один выход: быстро внести изменения в документацию и провести торги. Правда, МОЗ вряд ли успеет это сделать в 2015 году – год уже на исходе. Мы решили прийти на помощь страдающим от неизвестного интеллектуального расстройства сотрудникам МОЗ и подсказать, как нужно было написать в документации (Раздел 1. Общие положения):

  1. Інформація про предмет закупівлі
 
- найменування предмета закупівлі: 21.20.2 - Препарати фармацевтичні, інші (Лікарські засоби для лікування хворих із серцево-судинними і судинно-мозковими захворюваннями) - 3 лоти: Лот 1 – Рентгенконтрасна йодовмісна речовина, амп., фл., шпр., 370 мг йоду/мл, 1 мл;
- місце, кількість, обсяг поставки товарів (надання послуг, виконання робіт): Кількість: Лот 1 – 985 500 мл діючої речовини;

 

 Вот так просто. Тогда и требования АМКУ можно удовлетворить, и закупить необходимое количество вещества в конкурентных условиях во флаконах либо 50, либо 100 мл, либо 500 мл.

Если в МОЗ не смогут сделать даже такого простого действия, то «Медицинский контроль» будет считать, что Минздрав сознательно срывает закупочный процесс и саботирует выполнение решения АМКУ. Поэтому «Медицинский контроль» направляет официальные запросы по поводу данной ситуации в прокуратуру, АМКУ и представителям депутатского корпуса. Слабоумие коррумпированных чиновников министерства не должно становиться фактором, из-за которого пациенты не могут получить лекарства. Выводы о деградации аппарата МОЗ за последние несколько лет предоставляем сделать читателю.  

Приложение 1

 

Приложение 2