Drupal
Switch Language

Ми у соціальних мережах:

Тендеры без махинаций. Пункт 2: Днепропетровская область

""

 

Уже давно стало доброй традицией медицинских общественных организаций говорить о коррупции в Министерстве здравоохранения Украины. Чиновники МОЗ Украины брали, берут и будут брать «долю малую» на целом ряде своих функций. Коррупция при закупке лекарств и медоборудования – главная причина претензий к Минздраву и общественности, и журналистов. И, кстати, зря: гораздо опасней и вреднее для страны коррупция в больницах и облздравах, паралич МОЗ и отсутствие базовых условий для построения современной медицины.

Но сегодня мы не об этом. Мы продолжаем серию публикаций о закупках в регионах. В тех самых больницах, которым министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили и его молодая команда хотят придать свободу финансового маневра. Маневрировать они будут в сторону еще большей коррупции на закупках.

Где закупают дороже, чем в Минздраве? В регионах, конечно же. Возьмем, например, Днепропетровскую область. Здесь, по нашим расчетам, на тендере завышение цен превысило 4 млн гривен из около 24 млн гривен возможных. И это только по сравнению с ценами Минздрава!

Секрет разворовывания 4 млн гривен (как минимум) прост.

Речь идет о тендерных махинациях, которые абсолютно идентичны схемам, хорошо знакомым нам по закупкам средств для дезинфекции в КУ «Львовская областная клиническая психиатрическая больница». Только на этот раз локация другая: КУ «База спеціального медичного постачання» Днепропетровского облсовета. В 2015 году база четырежды проводила тендер на закупку медоборудования и медицинских изделий, о чем есть соответствующие объявления на сайте Вестника государственных закупок Украины под номерами №№ 045620, 069290, 118699, 121229.

Тендеров 4, но у них есть одно общее качество. Медико-технические требования всех содержат дискриминационные требования, которые ограничивают конкуренцию и не позволяют участвовать другим производителям в конкурсных торгах (исключение – лот 21 по объявлению №069290 на закупку коронарных стентов на сумму аж 30 000 грн, за которую бывалым коррупционерам бороться стыдно). В остальных случаях требования прописаны так, что им удовлетворяет продукция лишь одного производителя. У которого есть один фактический представитель в Украине. Который и получит прибыль, занеся соответствующий откат.

Например, по объявлению №045620 (контейнеры для крови - 3 лота) медико-технические требования к тройным контейнерам с раствором антикоагулянта прописаны под производителя Ravimed (Польша).

По объявлению № 069290 (изделия для кардиологии - 30 лотов) медико-технические требования по лотам прописаны: - 1, 2, 6, 7, 8 - под производителя Medtronic (США), - 5, 25-30 - под производителя St. Jude Medical (США), - 4, 9 - под производителя Sorin Group (Италия), - 10-14 - под производителя Terumo (Япония).

В документации конкурсных торгов по объявлению № 118699 (слуховые аппараты - 3 лота) требования по лотам 1 и 2 прописаны под производителя Widex A / S (Дания), а по лоту 3 - SIEMENS Audiologishe Technik GmbH (Германия).

Медико-технические требования по объявлению № 121229 (эндопротезы - 2 лота) тоже, как ни странно, прописаны под конкретного производителя, а именно ООО «ОРТЭН, ЛТД» (Украина).

В общем, и с этим тендером все ясно. Но тут махинаторы допустили серьезный прокол. Дело в том, что точно такое же оборудование закупается еще и Минздравом, который пока еще никто не обвинял в излишней щепетильности в вопросе госзакупок. Так вот, Министерство здравоохранения Украины закупает дешевле. И дело не в опте, потому что количества закупаются те же. Дело просто в том, что в регионах коррупционеры более наглые (потому что журналисты до них не добираются), а закупки происходят реже. Вместе эти факторы повышают аппетит махинаторов.

По объявлению № 069290 (изделия для кардиологии - 30 лотов) ожидаемые цены закупки медицинских изделий по лотам 2-3, 6-7, 10-11, 18-19, 22-24 превышают рыночные в среднем на 80%. А по лотам 4-5, 8, 17, 25-26 ожидаемые цены закупки медицинских изделий в среднем на 20% выше цен закупки аналогичных изделий МОЗ в 2014 году. Подробный анализ по пунктам и ожидаемой стоимости закупаемых позиций показывает, что в случае успешного (для воров) проведения торгов переплата даже по сравнению с ценами Минздрава достигнет 4 076 514 гривен (Приложение 1). То есть, шестая часть суммы. Именно на столько, то есть на 17%, закупки в регионах коррупционнее, неэффективнее, дороже, чем даже закупки в Минздраве, которые категорически перестали устраивать страну и общество.

А еще более коррупционные закупки в регионах нас, получается, устраивают. Именно поэтому Министерство здравоохранения Украины лоббирует закон о превращении больниц в предприятия без повышения общественного контроля над ними. Других причин мы не видим. Так или иначе, продолжение серии «Тендеры без махинаций» следует, оставайтесь с нами.

Приложение 1

Тендеры в Днепропетровской областиТендеры в Днепропетровской области