Drupal
Switch Language

Ми у соціальних мережах:

Почему профильный комитет поддержал инициативу отмены международных закупок

Почему профильный комитет поддержал инициативу отмены международных закупок

Международные закупки должны были стать эффективным инструментом для борьбы с коррупцией. Два года назад, принимая решение передать полномочия агентству Crown Agents и организациям ПРООН и ЮНИСЕФ, профильный комитет ВРУ по здравоохранению возлагал большие надежды на то, что закупки будут проходить прозрачно и качественно. Однако, согласно аудиту Счетной палаты Украины, закупки 2015-2016 гг. признаны непродуктивными, неэкономными и неэффективными, поэтому профильный комитет был вынужден поддержать инициативу по отмене закупок через международные организации.

Ситуация, которая сегодня сложилась с закупками медикаментов за бюджетные средства, непростая: международные компании работают в Украине уже третий год, а проблема бесперебойного обеспечения пациентов необходимыми лекарствами все еще не решена. Чтобы уничтожить коррупционные схемы, в декабре 2016 года было принято решение привлечь к сотрудничеству международные организации, которые смогли бы провести закупки публично.

Однако сотрудничество в 2016-2017 годах показало: сотрудничество с международными организациями – отнюдь не панацея для украинского здравоохранения, поскольку наладить прозрачную процедуру, при которой в установленные сроки закупаются качественные препараты, Минздраву так и не удалось. На заседании профильного комитета ВРУ по здравоохранению были обнародованы данные аудита результатов закупок за средства 2015-2016 гг., проведенного Счетной палатой Украины, и принято решение поддержать инициативу по отмене закупок через международные организации.

В наших статьях мы неоднократно рассказывали о проблемах, о которых Минздрав предпочитает молчать: о манипулятивности цифр, презентуемых общественности в публичных отчетах международных организаций, и о невыполнении поставок в полном объеме в установленные сроки (подробное разоблачение манипуляции об экономии на международных закупках мы опубликовали еще год назад).

Нынешние результаты аудита, проведенного Счетной палатой Украины,  подтвердили информацию о слабых местах закупочного процесса, которую мы уже неоднократно озвучивали. Вывод Счетной палаты таков: использование медицинской субвенции на гемодиализ и закупка препаратов по программе «Туберкулез» за средства государственного бюджета в 2015-2016 гг. прошла непродуктивно, неэкономно и неэффективно. Медицинские услуги и медикаменты остались недоступными для большой части населения Украины, уровень заболеваемости туберкулезом – высок, постоянно увеличивается число пациентов с тяжелыми формами мультирезистентного туберкулеза, требующего дорогостоящего лечения, резко выросла заболеваемость среди медицинского персонала.

Финансовый аудит Счетной палаты выявил ряд нарушений, допущенных Минздравом, которые привели к ухудшению ситуации:

- МОЗ не обеспечил равного доступа к медикаментам и расходным материалам в регионах Украины: обеспеченность административно-территориальных единиц медикаментами варьируется от 30,9% до 105,0%, а тестами и расходниками – от 1 до 101,1%;

- МОЗ не проконтролировал процесс освоения выделенных бюджетных средств по заявкам 2016 года и начисления налогов в том объеме, который бы позволил сформировать годовой запас средств для борьбы с туберкулезом;

- МОЗ не обеспечил прозрачности во время процедуры выбора закупающей агенции;

- МОЗ не предусмотрел в договоре о сотрудничестве с международными организациями штрафные санкции за несвоевременные поставки медикаментов (при условии перечисления 100% предоплаты на счет ПРООН);

по состоянию на 01.04.2017,  ПРООН не поставил материальных ценностей на сумму 17171,1 тыс. грн, закупленных за бюджетные средства 2015 г., а также не закупил медикаменты на сумму 229128,4 тыс. грн за бюджетные средства 2016 г.;

- МОЗ не организовал рациональное использование лекарств, закупленных за бюджетные средства в 2011-2014 гг., и за средства, полученные в качестве гуманитарной помощи от Глобального фонда, следовательно, стоимость этих медикаментов, а также их дальнейшей утилизации тоже нанесет убытки государству.

О том, что процедура международных закупок проходит неэффективно, сейчас можно уже говорить с уверенностью. Если в первый год затянувшиеся сроки утверждения номенклатуры, проведения торгов и реализации поставок в регионы оправдывали тем, что проект только запускается, и изменения законодательной базы замедляют процесс, то закупки за средства 2016 года должны были бы уже пройти согласованно и оперативно. Вместе с тем к середине 2017 года закупки за бюджетные средства 2016 года проведены частично, на места доставлено только 16% медикаментов. Этот показатель хуже, чем за идентичный отчетный период прошлого года.

Приведем только несколько примеров. Так, согласно отчету, размещенному на сайте Минздрава, по состоянию на 07.06.2017 компания Crown Agents не провела закупки медпрепаратов по направлениям "Спид", "Донорство крови", "Детский диализ", "Сахарный диабет", ПРООН показала нулевые показатели по направлению "Гепатит". Есть ряд программ, по которым определенная часть препаратов уже закуплена, но в регионы они не поступили, например: "Иммунопрофилактика" (ЮНИСЕФ закупил 93,44%, поставил в регионы 2,89%), "Гепатит" (агентство Crown Agents закупило 54,52%, поставку в регионы не осуществило),  "Гемофилия взрослая" (ПРООН закупил 99,51%, поставку в регионы не осуществил). По общим показателям, все три организации закупили 82,84% от профинансированной потребности КМУ, поставили в госпредприятия 16,85%, а в регионы − 8,64%. Подробнее см. Приложение 2.

Кроме того, до сих пор не утверждена номенклатура закупок за бюджетные средства 2017 года. В прошлый год она была утверждена с опозданием, тогда МОЗ пенял на то, что нужно было "догнать" 2015 год, и все не успели сделать в установленный срок. Игорь Щедрин, глава Координационного совета ОО "Медицинский контроль", уже в этом году отвечая на вопрос, почему Минздрав снова задерживает подготовку к госзакупке лекарств, прогнозировал такое развитие ситуации: "Минздраву удастся начать закупки за госсредства 2017 года не раньше осени. И вот почему: судя по нынешней скорости подготовки закупок, готовую номенклатуру и заказ из регионов Минздрав получит только к осени. Итого ожидаем, что закупки 2017 года начнутся в самом конце осени - начале зимы. Пока предпосылок для другого, то есть более скорого старта закупок, я не вижу. Ни одна системная проблема с закупками (непрозрачное формирование номенклатуры, непрозрачные торги, отсутствие антимонопольного контроля, отсутствие контроля украинских правоохранительных органов, грязный лоббизм, подкупность главспецов) не решена. Это не позволяет надеяться на лучшую организацию закупок в сравнении с прошлым годом". Напомним, в Минздраве в то же время обещали, что к концу мая проект постановления Кабмина по перечням лекарств для закупки будет подготовлен.


Проанализировав тенденцию закупок за средства 2016 и 2017 годов, можно утверждать, что проблемы заложены в самом механизме сотрудничества с международными организациями. Из-за того, что договора с Crown Agents, ПРООН и ЮНИСЕФ не обнародуются, парламентарии не могут контролировать процесс закупок. Отсутствие четко установленной ответственности за срывы сроков поставок и поставку медикаментов с истекающим сроком годности тоже нуждается в правовом урегулировании.

Инициатором законопроекта о международных закупках в 2015 году выступил ряд пациентских организаций. На сайте БФ "Пациенты Украины" было размещено заявление тогдашнего Министра здравоохранения Александра Квиташвили: «Вместе с общественными организациями мы разработали законопроект, который даст нам возможность закупать жизненно необходимые лекарства через такие всемирно известные организации как ВОЗ и ЮНИСЕФ. Это не только снизит коррупцию, но и даст шанс пациентам получить качественные лекарства вовремя». По сути, депутатов дезинформировали: ссылаясь на авторитет международных организаций, им пообещали выполнение закупок в срок и на надлежащем уровне. В результате оба этих основополагающих принципа соблюдены не были.

Еще более громкие заявления делала исполнительный директор БФ "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина. В ультимативной форме она требовала принять разработанный законопроект: «После прошлогоднего полного провала в закупках, государство должно быстро и качественно организовать процесс предоставления лекарств для пациентов и вакцин – для детей. Этот законопроект был разработан в очень короткий срок. Если депутаты примут за основу такую же динамику, то к концу февраля, украинцы будут иметь необходимые законодательные изменения. Это означает, что уже летом лекарства дойдут до пациентов. В противном случае – экономическая ситуация, курс доллара и коррупция «съедят» весь бюджет Украины на лечение». В результате Закон "Про публичные закупки" принят был, но оперативное обеспечение пациентов лекарствами не было проведено.

На сегодняшний день из трех базовых принципов быстро, эффективно и качественно (которые послужили аргументом в пользу перехода на международные закупки) в полной мере не соблюдается ни один. Именно по этой причине профильный комитет принял взвешенное решение поддержать законопроект № 6494 (авторы А.Шипко, И.Шурма, О.Мусий), которым предлагается ввести процедуру закупок лекарственных средств и медицинских изделий через международные организации в сферу действия Закона Украины "Про публичные закупки", обеспечив, тем самым, открытость и прогнозируемость закупочных процедур. В то же время не был поддержан законопроект №6245 (автор О. Богомолец), согласно которому предлагается внести изменения в Закон Украины "Про публичные закупки", заменив точный перечень международных организаций, которые имеют право заниматься закупками, на перечень общих требований к организациям (это дало бы возможность не отказываться от международных закупок, но сделать прозрачным отбор агентств, с которыми заключаются договора о сотрудничестве).

Приложение 1

Рішення Рахункової палати України щодо МОЗ

рішення Рахункової палати України

Рішення Рахункової палати України

Рішення Рахункової палати України

Рішення Рахункової палати України

Рішення Рахункової палати України

Рішення Рахункової палати України

Приложение 2

Медицинские закупки-2016

 

Медицинские закупки-2016

Медицинские закупки-2016

Приложение 3

Законопроект 6494

Законопроект 6245

Законопроект 6494