Медицинский контроль
Switch Language

Мы в социальных сетях:

Закон о люстрации и медицинская отрасль Украины. Общественная люстрация - необходимость

Закон о люстрации и медицинская отрасль Украины. Общественная люстрация - необходимость

 

На днях Президентом Украины был подписан закон «Про очищення влади», определяющий перечень чиновников времен Януковича, которые были у власти в период его правления в совокупности не менее 1 года и занимали должность с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. «Медицинский контроль» провел анализ последствий этого закона в сфере здравоохранения Украины.

Итогом этого закона для системы здравоохранения Украины станет очистка высших эшелонов власти в системе Минздрава и других государственных органов и служб этой отрасли (Государственная служба по лекарственным средствам, Государственная служба контроля над оборотом наркотиков и проч.) от лиц, занимавших высшие посты в отрасли здравоохранения в системе Януковича-Азарова.

Общественная организация «Медицинский контроль» проанализировала, какие из высших чиновников от медицины и фармацевтики подпадают под действие закона «Об очищении власти» и, следовательно, не смогут занимать государственные посты в течение 10 лет. Полный список этих лиц содержится в левой части инфографики, под заголовком «Юридическая люстрация».

- Богатырева Р.В. (Министр 12.2013 – 02.2014)

- Качур А.Ю. (1-й заместитель Министра 01.2013 – 02.2014)

- Моисеенко Р.А. (1-й заместитель Министра 06.2011 – 01.2013)

- Толстанов А.К. (заместитель Министра 06.2011 – 05.2014)

- Богачев Р.М. (заместитель Министра 03.2012 – 04.2014)

- Тимошенко В.А. (глава Государственной службы Украины по контролю за наркотиками 06.2011 – до сегодня)

- Захараш А.Д. (заместитель главы Государственной службы Украины по лекарственным препаратам 06.2011 – до сегодня)

- Демченко И.Б. (1-й заместитель главы Государственной службы Украины по лекарственным препаратам 06.2011 – 06.2014)

- Ещенко Е.Г. (заместитель главы Государственной службы соцзаболеваний 06.2011 – до сегодня)

- Александрина Т.А. (глава Государственной службы соцзаболеваний 09.2011 – 04.2014).

«Медицинский контроль» оценивает закон «Об очищении власти» как безусловно позитивный для здравоохранения: лица, подпавшие под него, были в лучшем случае молчаливыми свидетелями коррупции в системе украинской медицины, в худшем – сами организовывали ее. При этом стоит отметить: Раиса Богатырева, Александр Толстанов, Роман Богачев, и другие чиновники уровня министра и замминистра здравоохранения не пытались вернуться в систему и снова занять властные  посты: они понимают, что общество не даст им такой возможности. Однако руководители столь же коррумпированного и деструктивного ведомства, Госслужбы лекарственных средств Украины, не оставляют попыток прорваться к регулированию фармацевтической отрасли для воскрешения преступных схем эпохи Азарова. Речь идет об Инне Демченко, заместителе главы Гослекслужбы, которая продолжает попытки вернуться на свою прежнюю должность по суду. Андрей Захараш, второй заместитель главы Гослекслужбы, по-прежнему занимает свой пост. Разумеется, закон о люстрации не оставляет им шанса вернуться в сферу фармацевтического регулирования, заняв государственные посты. Мы оцениваем это как достижение закона «Об очищении власти».

При этом существует также группа чиновников, которые формально не подпадают под критерии закона «об очищении власти» - однако есть все основания считать их значимыми «шестеренками» в том механизме, который был построен во времена Януковича в сфере медицины. Список их гораздо длиннее, чем перечень тех, кто под люстрацию все же подпадает.

Необходимость общественной люстрации

Особенностью медицинской сферы Украины, с ее почти феодальным устройством и отсутствием единого центра власти, является то, что механизмы юридической люстрации могут не сработать в ряде случаев – а следовательно, не устранят причины злоупотреблений. Необходим гибкий механизм «общественной люстрации»: системы общественного контроля, остракизма и общественного давления на структуры, окончательно дискредитировавшие себя. Мы перечислим головы коррупционного «Змея Горыныча» в медицинской отрасли, который окажется практически невредимым даже после принятия законодательства о люстрации.

1. НАМНУ.

Национальная академия медицинских наук Украины юридически всего лишь «самоуправляемая организация». На практике же она управляет 36 крупнейшими медицинскими учреждениями с почти 30-тысячным коллективом; принимает решения о расходовании сотен миллионов гривен бюджета на закупки оборудования и иные работы; оказывает определяющее влияние на принятие протоколов лечения через систему «рабочих групп» Минздрава. Посредством воздействия на протоколы, система НАМНУ может оказывать серьезнейшее влияние на структуру государственных закупок и на фармрынок Украины, что является порождающей коррупцию средой. Под закон «Об очищении власти» глава НАМНУ, академик Андрей Сердюк, не подпадает – хотя его действия носят все признаки злоупотреблений и неоднократно осуждались общественностью.

Механизм общественной люстрации: изменение статуса НАМН Украины.

2.Комитет по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины.

К системе недобросовестного лоббирования бизнес-интересов относится депутатский корпус, который через механизм Комитета ВРУ по здравоохранению влияет на Минздрав, систему фармрегулирования и здравоохранение Украины в целом с целью достижения целей, поставленных бизнес-средой. Среди деятелей Комитета по здравоохранению, являющихся частями механизма парламентского лоббирования, стоит отметить следующих нардепов:

- Бахтеева Т.Д. (глава комитета по здравоохранению)

- Спирина И.Д. (1-й заместитель Комитета)

- Илык Р.Р. (1-й заместитель Комитета)

- Беловол А.Н. (заместитель Комитета)

- Гелевей О.И. (секретарь Комитета)

- Дудка В.В (глава подкомитета).

Механизм общественной люстрации: честные и открытые парламентские выборы.

3.Бизнес-сообщество.

Главным препятствием к реальному очищению власти в сфере здравоохранения является недобросовестный лоббизм (то есть, подкуп чиновников) со стороны бизнеса. Небольшая горстка бизнесменов, имеющих колоссально мощное влияние на системы здравоохранения, неоднократно перечислялась в СМИ: Александр Богатырев, братья Фистали, Владимир Дудка (как собучредитель одного из крупнейших отечественных дистрибьюторов «Альба Украина», активно лоббировал изменения в лицензионные условия для создания на фармрынке олигополии из 4-5 крупнейших дистрибьюторов), Борис Литовский и многие другие. Эта группа поддается люстрации с наибольшим трудом, так как давление на нее является давлением на бизнес-среду – а значит, фактором коррупции. Таким образом, очищение власти станет лишь временной мерой: уже через полгода «новая метла» станет грязной и будет подкуплена фармбизнесом.

Механизмом общественной люстрации, помимо принятия законодательства о конфликте интересов, должна стать практика разоблачения украинскими правоохранительными органами картельных сговоров и недобросовестного лоббизма со стороны фармацевтического и медицинского бизнеса – с последующей подачей исков на компенсацию убытков украинскому народу, понесенных вследствие недобросовестного лоббирования со стороны бизнеса. Коррупционные иски на сотни миллионов гривен, типичные для практики развитых стран, должны стать повседневностью украинской фармацевтической отрасли до тех пор, пока она не изживет коррупционных схем. Разумеется, чтобы избежать давления на бизнес со стороны коррумпированных украинских правоохранителей и судов, такие иски государства Украина к медицинскому и фармацевтическому бизнесу должны рассматриваться авторитетным международным арбитражем.

 

Регионы